Antipin

Антипин, В.В. Избранное : стихотворения / В. В. Антипин; сост., вступ. ст., лит. редактирование текстов В. Г. Соколова. – Иваново : Издатель Епишева О. В., 2013. – 124 с.

ISBN 978-5-904004-39-2

УДК 882-1

ББК 84(2Рос=Рус)6-5

       А 72

Формат 70х100 1/32. Гарнитура Petersburg. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 3,88. Усл. печ. л. 5. Уч.-изд. л. 3,05. Тираж 500 экз.

«Я не классический поэт,
я тень пехотного солдата...»

О новой книге Вениамина Антипина

* * *

Не первый год пристально слежу за развитием уникального творческого сюжета, имя которому – «поэт-фронтовик Вениамин Антипин». Мне довелось писать о нём в прессе, готовить и аннотировать подборки стихов Вениамина Васильевича для публикации в альманахе «Откровение» и в «Рабочем крае», быть автором преди­словия к одной из его книг.

В очень короткий срок – с 2005 по 2012 год – вышли в свет пять поэтических сборников Антипина: «Стихи», «Прощание с Музой», «Дорога к Богу», «Война и мир», «Нет, разлуки не будет» (не считая ещё более раннего сборничка экспромтов). В наши времена, столь неласковые даже к профессиональным авторам, порой даже и не чающим выхода своих произведений к читателю, – уже сам этот факт почти фантастичен. Ну, удастся разок-другой издаться за свой счёт; ну, глядишь, повезёт со спонсором… Но чтобы – так! Да ещё если учесть, что первая из перечисленных книжек вышла, когда её автору исполнилось восемьдесят три, а пятая – в год его 90-летия!

Разгадку феномена следует искать в стечении ряда обстоятельств – и горьких, и счастливых.

* * *

Первое из этих обстоятельств относится к трагическим событиям более чем семидесятилетней давности. Тогда, в июле 1941-го, девятнадцатилетний ивановский юноша-романтик Вениамин Антипин ушёл добровольцем на фронт. А уже в сентябре, успев с лихвой хлебнуть грязно-кровавого месива куда как неромантичной военной страды, в ее самые первые, самые окаянные месяцы, он оказался в эвако- и тыловых госпиталях, где довелось ему, искалеченному на всю жизнь, пройти ещё одну, долгую и мучительную школу выживания.

…Из моего послевоенного детства в родном Рос­тове-на-Дону осталось в саднящей памяти: дощатые «голубые Дунаи» – бесстыдно крашенные в этот безмятежный цвет стандартные пивные, где с утра до вечера клубились в неприкаянной тоске обрубленные, искуроченные телом и душой вчерашние фронтовики… До сих пор слышу подшипниковое жужжание по асфальту самодельных каталок, на которых разъезжали по базарным площадям просящие подаяния безногие инвалиды… В страшном реестре наших потерь – сколько их было, этих не учтенных статистикой, отчаявшихся, сломленных войной душ и судеб…

Не буду пересказывать послевоенную биографию фронтовика Вениамина Антипина, после долгих госпитальных мытарств приковылявшего на костылях в 1942- м в родное Иваново. О ней рассказано в предисловиях к другим его книгам, в журналистских очерках, в какой-то мере – и в его стихах. И вот оно – второе из обещанных читателю обстоятельств: могучий дар жизнелюбия в этом человеке, его упрямое несмирение перед навалившейся бедой. Нет, эту судьбу войне было не перечеркнуть! Окончил вчерашний солдат юридические курсы, в качестве следователя прокуратуры сражался с уголовщиной и вновь чудом остался жив – после двух покушений на него. А с 1952 года, уже с дипломом энергоинститута, много лет проработал инженером-энергетиком в Иванове и на Севере, на пенсию ушёл с должности заместителя управляющего «Ивэнерго» и в звании почётного энергетика Российской Федера­ции. Вырастил дочь и сына, ставших научными работни­ками.

Человек яркий, наделённый свойством обрастать людьми талантливыми, увлечёнными, верными в дружбе, Вениамин Антипин и сам не мог не иметь в душе особой, заветной творческой струнки. Поэзия, его alter ego, с юности стала для него и постоянной спутницей, и верной подругой, а в дни житейских ненастий – и целебной травой. Первые его стихотворные опыты датированы тем самым 1941-м годом. Читатель этой книги сам может убедиться в том, что уже тогда в стихах Антипина просверкивали по-настоящему яркие строки, окрашенные неподдельным лирическим чувством. Об этом речь ещё впереди, сейчас же замечу: ну просто не могли рано или поздно не пробиться на волю эти ростки! Похоже, о том позаботился сам господь Бог, наделив Антипина завидным долголетием и дав ему возможность, когда завершилась круговерть «трудовых буден», уйти с головой в любимое и самое заветное занятие.

И вновь – счастливые обстоятельства. Они и в том, с каким сердечным огнём взялись за подготовку к публикации стихов поэта его дети – Ирина и Александр. И в том (вот добрый пример для многих!), с каким уважительным участием отнеслись к заслуженному ветерану в Ивановском энергоуниверситете, без поддержки которого не обошлось издание практически всех его книг…

* * *

Но обстоятельства – обстоятельствами, а давайте-ка о закономерностях.

Несмотря на множество ныне существующих проблем в отношении к ветеранам вообще и к ветеранам-фронтовикам в частности, общество наше в последнее время вроде как бы спохватывается: всё меньше остаётся среди нас этих легендарных людей, живых примеров мужества, доблести, самоотречения во имя Отечества. Так что «явление Антипина», тем более такое уникальное, не могло остаться не замеченным – и не поддержанным – ни общественностью, ни в литературной среде.

Другую закономерность я бы отнёс, однако, уже к разряду не очень радующих. Сегодня, когда множится поток литературы, выходящей в свет, минуя издательскую редподготовку, с огорчением встречаешь книги, отмеченные и одарённостью автора, и его стремлением к оригинальности самовыражения, и нетривиальностью содержания, но не дотягивающих хотя бы до нормативно-формального уровня. К сожалению, не миновала чаша сия и прежние поэтические сборники Вениамина Антипина. Наряду со строками, достойными включения даже в самые взыскательные антологии, в них немало случайного и технически недоработанного.

Как же быть в таких случаях? Вопрос этот весьма деликатный, и однозначно на него не ответишь. Одно дело, когда автор сам повинен в своих огрехах, когда он, имея все возможности осваивать литературную технику, попросту чурается этого. И совсем другое, если его вины нет.

Позволю себе привести выдержку из своей статьи о творчестве Вениамина Антипина, опубликованной три года назад в «Рабочем крае»:

«…Во многих стихотворных строках ветерана находим такие подробности подлинно “окопной правды”, которые даже самому талантливому неочевидцу не придумать. Но факты, реалии – это одно, а поэтическое их преображение – всё-таки нечто иное. <…> Говорю об этом, вовсе не желая вывести Вениамина Антипина за рамки поэтического круга. Он, безоговорочно, свой в этом кругу – с Богом дарованным талантом. Даже немногие ранние стихи юноши Антипина позволяют быть уверенным: сложись как-то по-иному его судьба – мы давно уже имели бы в списке ивановских поэтов ещё одно заметное имя. Но судьбу, как известно, не выбирают…»

И далее:

«Творчество Вениамина Антипина достойно самого серьёзного разговора как самобытное поэтическое явление – лирическая летопись души человеческой, опалённой войной, но оставшейся открытой и отзывчивой на красоту нашего противоречивого, сурового и всё же прекрасного мира».

Было бы просто по-человечески несправедливо не прийти на помощь собрату по перу, сама сердцевина творчества которого с очевидностью выводит его за рамки «самодеятельной поэзии».

Так родилась идея совместной работы над предельно «плотным» томиком избранных, наиболее сильных произведений Вениамина Антипина, впервые издаваемых в некоторой литературной редакции.

* * *

Три раздела этой книги – «Человек-солдат», «Час души» и «Времена года» – вот три главные её тематические магистрали.

Лейтмотив первого раздела достаточно традиционен: то печальная элегия, то яростное проклятие войне, безжалостно вырубающей молодой цвет нации. Диапазон аналогий здесь очень обширен – от романов Ремарка и Хемингуэя до повестей «Будь здоров, шко­ляр!» Булата Окуджавы и «Убиты под Москвой» Кон­стантина Воробьёва.

Лучшие стихи Вениамина Антипина лишены какой бы то ни было поэтизации войны, они полны её жестоких, непарадных реалий. Некоторое исключение составляет разве что стихотворение «Реальная правда», в котором ночная бабочка над походным костром лишь на несколько мгновений возвращает солдат в волшебную сказку, погружает в сказочный сон – но тут же и сгорает в жестоком огне… А огонь войны у Антипина поистине жесток:

«Сущий ад под небесами. / Зги не видно, чад и смрад, / С обгоревшими усами / Ели чёрные стоят. // Шквал огня. Горячий ветер. / Дым, свинцовая шрапнель. / В перепаханном кювете / Спит пробитая шинель».

«Под огневою метелью / Мы шли по болотам неделю. / Бойцы уходили на дно / Без стонов, без выкриков, тихо, / Им саван не шили портнихи, / Им было уже всё равно – / Лежать ли им в братской могиле, / Иль в ямке суглинистой спать, / Иль гнить безымянными в иле, / Пропавшими без вести стать».

Обернувшись неимоверно тяжкой и смертельно опасной солдатской работой, такая война по-особому леденит сердце, ибо увидена глазами вчерашнего романтика – из племени тех, о ком вот эти строки Антипина:

«Военкоматы и райкомы / Мы осаждали день и ночь, / Но нас седые военкомы / Без разговоров гнали прочь...».

И без иллюзий – в том же стихотворении:

«К позиции нас вывел старшина, / Сказал с ухмылкой, как бы в назиданье: / “Вы так просились – вот вам и война. / Окапывайтесь, быстро! До свиданья”. // Над головою мины верещат, / И каждая – в тебя, как будто, прямо. / Деревья стонут, падают, трещат, / А я со страху дёрн рублю упрямо...»

Всё это навсегда осталось в памяти и снах солдата, чтобы отлиться в такие горькие строки:

«Все мечты, все надежды руша, / Наши судьбы пуская под нож, / Шла война, выжигая души, / Словно юную в поле рожь».

В развитии этой темы у Вениамина Антипина есть две важные вариации.

Рядом с болью в его строчках упрямо пульсирует гордость от сопричастности великому подвигу совет­ского солдата, цену которому не вытравить временем.

«Я не классический поэт, / Я тень пехотного солдата, / Уже размытый силуэт / Тех, кто в огонь шагнул когда-то. / Уже как будто не герой, / Но в той войне моё участье / Холодной вычеркнуть рукой / Ни в чьей – хоть самой-самой – власти. / Не для рифмованной забавы / Я вкладываю в плоть стиха / Войны кровавой потроха / И свет святой солдатской славы».

«...И мне досталось – отступать / Под вражеским огнём, / В воронках после боя спать / И мокнуть под дождём. // Но кто тогда не отступал – / Тот не поймёт солдат. / Кто сам окопов не копал – / Тот не посадит сад. <…> Кто по-пластунски по ночам / Не полз за «языком», / Кто не ходил в атаку сам, / Пусть посидит молчком. // … Опять весенний день встаёт. / Опять в Москве – парад. / И он – всему назло! – живёт, / Наш человек-солдат».

Но рядом с этим и жгучая обида, так понятная многим фронтовым побратимам поэта:

«Не стучал он и дверью не хлопал, / Да, видать, подошёл не так, – / Слишком громко к чиновнику шлёпал / На неверных своих костылях. // И за то целый день бедолага / Просидел возле двери той, / Как отверженный узник ГУЛАГа – / Инвалид Второй мировой. // И почуял он вдруг впервые, / Всей своей оскорблённой душой – / Не в России живёт, не в России, / А в какой-то стране чужой…»

Возможно, скажет кто-то, несколько преувеличен здесь пафос, и зря поэт так обобщает: случай-то частный… Да только ведь, с такой холодной точки зрения, и тот шальной осколок, что ударил когда-то в этого фронтовика, может быть зачислен по реестру всего лишь малых частностей в необъятных хрониках войны: дескать, «лес рубят – щепки летят»… Нет, не так устроено сердце поэта, – в нём неизбывная рана от каждого из миллионов тех былых осколков. Оттого и обретает он право бросить резко, по-солдатски:

«Кто нынче сладко ест и пьёт, / Кто нам руки не подаёт, / Кто не изведал кровь и пот / Страды жестокой, непарадной, – / Пусть он запомнит наперёд: / Нам вечно жить, а он помрёт / На своей куче шоколадной».

* * *

Болевая память поэта о своей фронтовой страде настолько остра, что то и дело она вспыхивает и в других, даже сугубо «мирных» его стихах. Те из них, где это особенно ощутимо, совершенно естественно обосновались в первом, «военном» разделе книги («Детство», «Мечты», «Осенний этюд в саду», «Прощание с Музой»).

Но и в разделе «Час души», где собраны лирические раздумья поэта, образцы его любовной лирики, стихи гражданско-публицистического звучания, нет-нет да и встаёт неизбывная «тень пехотного солдата».

       «Старость – не радость, / Но жизнь продолжается, / Сердце желает узнать: / Где моё счастье / Так долго шатается? / Где же его отыскать? // Детство промчалось – / Его не заметил я. / Юность украла война. / Старость подкралась, / И та не ответила, – / Может, ответит страна?»

«Я любил тебя когда-то, / Было времечко – ушло, / И что было сердцу свято, / Стылым ветром унесло. <…> Эта грустная утрата / До сих пор ещё остра / В сердце бедного солдата / У погасшего костра».

Лирический настрой в стихах этого раздела контрастен. Элегические и даже порой мрачноватые интонации, когда речь идёт о глубоко осенней поре жизни и о том, что мы зовём неизбежным, то и дело озаряются яркими вспышками удивительно молодого мироощущения. Сравните, например, даже в ритмах:

«Но редко в старости душа / Поёт. Уж в ней бесплодно семя. / Тем боле, если ни гроша / Душа не стоит в наше время».

«Солнце греет, сердце млеет, / Расцвела сирень в саду, / И душе уже теплее, / И душе уже светлее, / И о прошлом не жалею, / И опять чего-то жду…»

Антипин и в своей «мирной» лирике остаётся солдатом – как тот упрямый листок в стихотворении «Осенний этюд в саду»:

«Лист с деревьев сбит дождями, / Лишь на яблоньке – шальной, / Притаился меж ветвями / И дрожит один, родной. // Ветер треплет бедолагу / Так и сяк, спешит сорвать. / Лист как будто дал присягу – / Не желает улетать...»

* * *

Искренность и чистота лирического чувства, отшлифованные долгой и славной жизнью, замечательная зоркость на красоту окружающего мира особенно впечатляют в стихах Антипина о природе, в тонких пейзажных зарисовках и миниатюрах, собранных в разделе «Времена года». В них сказывается и ещё одно дарование поэта – незаурядного художника-живописца. Заметно, что при этом он отдаёт явное предпочтение двум календарным циклам – весне и осени, соответствующим неким переходным состояниям души, но непременно у Антипина связанным с надеждами.

Вот весна:

«Ручейки и капели, / В небесах синева. / На пригорке у ели / Оживает трава. // Почернели сугробы, / Снег сползает с полей, / Март торопится, чтобы / Окрылить журавлей».

Вот осень:

«Безмолвен лес. / Лишь шорох веток слышен. / Шуга плывёт / Остывшею рекой. / И будто сыплет / Лепесточки вишен / Пороша на сады / Холодною рукой. // А мне всё снится: / Гомон птичьих песен, / И птичьи стаи, / На манящий зов / Летящие / В свои родные веси, / Чтоб гнёзда вить / И выводить птенцов».

И для любой поры у него – яркие, чистые краски, зорко увиденные детали пейзажа:

«Сиреневый, розовый, жёлтый, / Малиновый – в снегиря, – / Осень дарит офорты / Листьями сентября».

«Сосулек звончатые стрелы / Мерцают чистым жемчугом, / А снег летит – / пушистый, белый – / За разукрашенным окном…»

«Голубым раздольем нас манили нивы, / Муравьи по тропкам уводили в бор. / И куда ни глянешь – сказочно красивый / Расстилался пёстрый бархатный ковёр. // Васильки, ромашки, кашки, медуницы, / Иван-чай лиловый и чертополох, / Лютик, незабудки, кустики кислицы, / Чернобыльник сизый и лесной горох».

Возможно, я несколько злоупотребляю цитированием, но что поделать – поэтическая живопись есть живопись, её не перескажешь…

* * *

Очевидная черта поэзии Антипина заключается в том, что она, по преимуществу, всё-таки поэзия воспоминаний, поэзия-дневник – идёт ли речь о каких-то ситуациях или о сохранённых в яркости своей ощущениях минувших дней. И именно в этом, помимо прочего, её немалая ценность.

Думаю, что книга избранных стихов Вениамина Антипина будет интересна не только людям, умудрённым жизнью, – как зеркало и аналог собственному мироощущению. Хочется верить, что и умный молодой читатель найдёт в ней повод задуматься о том, что ничто не только не вечно, но и не ново под Луной, в том числе и сама молодость. И чьё-то доверительное повествование о том, какие чувства и мысли ждут тебя за её порогом, – далеко не бесполезная прививка от возможного уныния, разочарований и потери самого вкуса жизни. А разве не такую прививку и дают нам стихи поэта-ветерана?

Что же касается строгих знатоков и ценителей поэтического слова, которые, наверное, заметят в этих стихах какие-то шероховатости (а они, безусловно, есть), хотелось бы напомнить: поэзия, застёгнутая на все пуговицы, в принципе, всегда плоха, даже облачённая в безупречную форму, а распахнутая, искренняя – всегда хороша, даже если она не так уж стильно одета. Мне нравится мысль режиссёра Андрея Кончаловского о том, что художник от нехудожника отличается тем, что он способен сообщить чувство. А именно этого у Вениамина Антипина не отнимешь.

И последнее. «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет», – сказал когда-то Евгений Евтушенко. Поэтическое слово Вениамина Антипина, раскрывающее перед нами одну из таких ярких и непростых историй, – убедительное тому подтверждение.

Виктор СОКОЛОВ,
член Союза писателей России,
заслуженный работник культуры РФ