А.М.Тихомиров

ИСТОРИЯ И СУДЬБА ХРАМОВ САВИНСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Древнейшим на территории района, по-видимому, является храм Рождества Богородицы в селе Алексино. Его деревянный предшественник существовал уже в XIV веке, поскольку в нем был похоронен местночтимый святой князь Феодор Иванович Стародубский, который был замучен в Золотой Орде в 1330 г. [1]. В XVI веке существовали деревянные храмы в селах Антилохово и Воскресенское, на правом берегу реки Шижегды, в XVII – в селах Вознесенье, что в Медвежьем Углу, Меховицы, Шапкино, Яковлево, Дубакино, Егорий (Егорье). Впоследствии деревянные храмы были заменены каменными. К 1917 г. на современной территории района было 19 приходов. Деревня Савино относилась тогда к Никольскому приходу села Егорий. Интересно, что в этом селе, а также и в Алексине было по два самостоятельных прихода. В селе Воскресенское, расположенном на двух берегах реки Шижегды, выстроили два храма. При этом сложились два самостоятельных прихода, в связи с чем населенные пункты даже получили разные названия – Воскресенское 1-е и 2-е [2].

Наиболее древней каменной постройкой был не сохранившийся ныне Троицкий храм в селе Егорий, выстроенный в 1781 г., а также Преображенский летний храм в селе Меховицы и зимний храм Николая Чудотворца в селе Филяндино. Их создание относится к 1790-м гг. Абсолютное большинство храмов района – это памятники первой половины XIX века. Они строились в традициях классицизма, нередко в сочетании с элементами барокко. Постройками периода эклектики являются Вознесенский храм в Михалеве, возведенный в конце XIX века, и Казанский храм в Корзине, строительство которого производилось на рубеже XIX и ХХ веков [2]. В Антилохове, Филяндине, Меховицах, Вознесенье существуют целые архитектурные ансамбли, состоящие из двух храмов – летнего и зимнего.

Сохранность храмовых зданий на территории района, по сравнению с другими, в целом неплохая. Утрачены храмы в селах Дубакино, Егорье и в погосте Шижегда. Последний населенный пункт вообще считается ликвидированным. Закрытие храмов в советский период началось в 1932 г., когда ликвидировали летний храм в Вознесенье [3]. Массовое закрытие храмов произошло в 1937 г. после арестов духовенства [4]. О методах, которыми закрывались храмы, свидетельствуют, например, довольно подробные документы о закрытии церкви Рождества Богородицы в селе Воскресенское 1-е. В апреле 1936 г. был лишен свободы священник Иоанн Коротков, другой срочно уехал из села. Три женщины из церковной общины отправились в райцентр для выяснения его судьбы и будущего своего храма, но сами были арестованы органами НКВД и несколько дней содержались в заключении. Районная администрация предложила верующим обходиться вообще без духовенства, потом все же был направлен новый священник, но обновленческого направления, – от его услуг народ отказался. Действия районной администрации, которая грубо вмешивалась в дела общины, запугивала верующих, не разрешала заключить договор с новым священником тихоновской ориентации, даже в то время выглядели как нарушение законодательства, на что указывал вначале и облисполком. Однако, несмотря на то что община выплачивала все налоги и содержала в порядке церковное здание, президиум облисполкома 15 мая 1937 г. принял решение о ликвидации храма, поскольку община «распалась», а здание нужно местным органам власти для магазина и пекарни. Всего в этом году было ликвидировано пять храмов, затем два – в 1938-м, один – в 1939-м, два – в Корзине и Михалеве – в 1940-м [5].

   Тем не менее, по ряду храмов документы о закрытии отсутствуют. Несмотря на то что службы прекратились, верующие платили налоги и сохраняли внутреннее убранство своих храмов. Сразу после войны, в 1945 г. возобновились богослужения в Антилохове и Филяндине [6], в 1947 г. – в Шапкине [7]. 2 марта 1948 г. разрешили открыть храм в Милюкове [8]. Это последний в области храм, возрожденный в советский период. Больше уже никому ничего сделать не удалось. Вплоть до 1954 г. верующие активно добивались открытия Знаменского храма в селе Яковлево, где также полностью сохранялось внутреннее убранство, но безрезультатно [9]. Вообще, по тем временам четыре храма в одном районе считалось более чем достаточно. В определенной степени это свидетельствует о довольно лояльном отношении местной администрации к православной церкви. В некоторых районах ситуация была гораздо более напряженная.

   В период новой волны ликвидации храмов при Н.С. Хрущеве в 1963 г. закрыли храм в Антилохове, на родине святителя Митрофания Воронежского [10]. В настоящее время на территории района действуют 10 храмов, проведена частичная реставрация некоторых церковных зданий – в Вознесенье, Воскресенском 2-м. Однако другие пока остаются в заброшенном состоянии.

Примечания

1. Ряжский Т.А. Кончина и погребение Стародубского князя Феодора Ивановича Благоверного // Труды Третьего областного историко-археологического съезда, бывшего в г. Владимире 20—26 июня 1906 г. Владимир, 1909. С. 1—10.

2. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5.

3. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 26а.

4. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 3. Д. 352, 581, 672, 753, 754, 944, 1094.

5. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 136.

6. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 360.

7. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 356.

8. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 357.

9. ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 1. Д. 394.

10. Федотов А.А. Ивановская епархия Русской православной церкви в 1918—1998 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с государством. Иваново, 1999.

© Тихомиров А.М., 2010