Иеромонах Игнатий (Марченко)

СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ), МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ, И СЕЛО ШАПКИНО

Село Шапкино, ныне входящее в состав Савинского района Ивановской области, в ХVII столетии было вотчиной князей Мезецких – потомков знаменитого князя Михаила Черниговского, получивших этот удел в знаменитом Стародубском княжестве. В это время в селе числятся две деревянные церкви: Святителя Чудотворца Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, которые к 1799 году обветшали, и прихожане, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Виктора (Онисимова), приступили к сооружению ныне существующей каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери, построенной к 1804 году.

1 октября (по старому стилю) 1835 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии, в семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы – Андрея Парвицкого родился шестой ребенок, нареченный именем Михаил. Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых.

Жизнь каждого человека определяется Божественным Промыслом. Но в жизни святых угодников действие Его более явственно и очевидно. Девяностолетний земной путь митрополита Макария от первого дня до его блаженной кончины отмечен чудесами и духовно знаменательными событиями.

Родившийся на свет безнадежно слабым, он был сразу же крещен и в крестильной рубашке уложен под святые иконы умирать. Но смотрением Божиим остался жив и явил собою редкую долгожизненность. Это было первое чудо в его судьбе, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь и Покров Пресвятой Богородицы не оставляли святителя Макария на протяжении всей его жизни.

Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения. Особенно ухудшились жизненные условия, когда сгорел их дом. Несколько месяцев многодетная семья жила в тесной церковной сторожке. Вспоминая о своем детстве, владыка рассказывал, как однажды родители ушли пешком в Москву по жизненным нуждам, поручив детей старшей дочери. На пропитание был оставлен хлеб. Родители на несколько дней задержались, а хлеб кончился, и детям пришлось есть клевер.

С раннего детства Михаил полюбил молитву, унаследовав эту любовь от матери. Родители Михаила, при всей своей нищете материальной, были богаты благочестием. В строгости христианской воспитывали они детей. Родительская молитва, особенно материнская, укрепляла и защищала их. С первых лет жизни Михаил был при храме. Когда митрополит Макарий 7—9 сентября 1913 года посетил родное село Шапкино и вновь увидел дорогую его сердцу сельскую церковь, в нем пробудились воспоминания о пережитом: «Вот теперь предо мной встали живые картины моего детства… Вот клирос правый: здесь я помогал отцу петь… а здесь я разжигал кадило… Как живую, я вижу свою мать, как она всегда горячо молилась и меня, тогда еще малютку, нередко ставила с собой и заставляла преклонять колена во время молитвы… Помню, как я горячо однажды взывал к Богу со своей просьбой послать мне тулупчик, так как по бедности родителей я не имел теплой одежды, и Господь послал мне… Рос я хилым и слабым ребенком, и мне многие предрекали раннюю смерть. Да и смерть хватала меня дважды в свои объятия: однажды я полузамерз на льдине, а в другой был я убиваем разбойниками. Но молитва матери спасала меня от смерти, и по ее молитвам я стал тем, чем есть теперь».

Из-за бедности мать святителя нередко ходила с котомкой в Москву к родному брату протоиерею Иоанну Рождественскому, которого владыка Макарий весьма чтил. Бедность и нищета детских лет явилась для будущего подвижника веры подлинной школой жизни. Благодаря родительскому благочестию Михаил научился с христианским терпением переносить жизненные лишения. Горькая нужда детства подготовила Михаила к многотрудной, полной суровых лишений миссионерской жизни.

В 1843 году, побуждаемый крайней нищетой и желанием из пономаря сделаться дьячком, Андрей Парвицкий оставляет родное село Шапкино и переселяется вместе с семьей в далекую Сибирь. Перед отъездом мать Михаила горячо молилась перед чудотворным образом Святителя Николая Чудотворца о даровании благополучия в столь далеком путешествии. Многочисленная семья отправилась в г. Тобольск. Путь был долгим и очень трудным, дорогой часто нечем было кормить детей. Хотя Андрей Парвицкий желаемого места дьячка не получил, переезд этот был важным событием в жизни будущего владыки. Крайняя нищета семьи не явилась препятствием к получению Михаилом образования. Михаил поступает в Тобольскую духовную семинарию. Сам переезд из Владимирской губернии в далекую Сибирь – явление редчайшее для такой бедной семьи – совершился, несомненно, по воле Господа. Именно в Сибири будущий апостол Алтая узнал об Алтае и проникся желанием просвещать светом Христовым людей, сидящих во тьме язычества. Андрей Парвицкий с семьей переезжает в с. Верх-Аннуйское Томской епархии. Михаил остается один в Тобольске. Тоска по любимой матери сильно повлияла на его характер, у него появляется тяга к уединению. Много времени Михаил уделяет чтению Священного писания и творениям святых отцов. Такая настроенность помогла ему сохранить душевную чистоту. Именно в Тобольской семинарии Михаил получает фамилию Невский.

В 1854 году Михаил Парвицкий-Невский с отличием оканчивает Тобольскую духовную семинарию. Столь высокие успехи давали ему возможность продолжить учебу в духовной академии, но горячее желание жертвенно служить Богу и людям побуждают будущего святителя поступить в 1855 году в Алтайскую миссию рядовым сотрудником. В 1855—1857 годах Михаил служит псаломщиком в Улалинской церкви и преподает церковное пение в Улалинском училище. Есть немало свидетельств о тех тяжелых жизненных условиях, в которых совершалось великое христианское дело. Сам владыка Макарий об этих десятилетиях вспоминал: «Служение миссионерское, как и служение апостольское, есть ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые приходилось совершать пешком, на лыжах, на лошади, под дождем, в метель, – все это болезни и труды для тела. Но есть страдания большие – страдания души. Миссионер – страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной обстановки. Среди инородцев, чуждых для него по языку, по обычаям, он иногда чувствует истому от одиночества, даже не с кем поделиться своим горем. Немалую тяжесть для миссионера составляет недостаток материальных средств, особенно в начале существования Миссии: миссионеры буквально были узнаваемы по внешнему виду, – одежда их была столь убога, что рукава на платьях и сапоги были дырявы. Трапеза в миссионерских путешествиях составляла лишь чай да сухари. Миссионеры не только просвещали алтайцев и совершали богослужения, но и сами выполняли физические работы – пекли хлеб, разгребали снег, мыли пол, кололи дрова и топили печь».

Новому служению Михаил Невский посвятил себя всецело. Миссионерство стало для него равнозначно жизни. Первые годы он посвятил изучению алтайского языка. Дело шло весьма трудно, тогда он стал усиленно молиться Пресвятой Богородице, и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких аилах (аил – алтайское селение), проповедуя истинную веру.

16 марта 1861 года Михаил Невский принял монашеский подстриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого, а 19 марта епископом Томским и Енисейским Порфирием был рукоположен в сан иеромонаха. С принятием священства миссионерские возможности о. Макария расширились. Если раньше он проповедовал и научал основам веры тех, кто откликнулся на его проповедь, то теперь он мог сам крестить, преподавать Святые Христовы Тайны и, насколько позволяли условия, совершать службы.

В то время Алтай являл собой разительный контраст между роскошной, поражающей взор красотой природы и убогой жизнью его обитателей. Нищета, жалкий быт, отсутствие медицинской помощи, грязь в жилище вызывали различные болезни. Люди были суеверными, а их сознание – примитивным. На религию они смотрели только с точки зрения практической пользы. Чаще всего к миссионерам обращались в состоянии тяжелой болезни, выражая готовность креститься, если Бог исцелит их. Поэтому о. Макарий нередко действовал как врач. Хотя знания его были весьма простые, аптечка скудная, он доставлял облегчения людям, восполняя недостаток средств усиленной молитвой. Господь нередко через него совершал исцеления. В журнале «Русский паломник» за 1911 год описывается случай об исцелении святителем Макарием алтайца, находившегося по медицинским понятиям в безнадежном состоянии. У больного была запущенная форма гангрены руки. К физическим страданиям присоединились и нравственные. Чудесным образом по молитвам святителя больной не только исцелился, но и всем своим домом принял святое крещение. Впоследствии он стал благочестивым христианином. Делу обращения алтайцев много способствовало обаяние светлой личности миссионера, в любых погодных условиях спешившего к страждущему. Святитель Макарий обладал умением расположить и притягивать к себе всех, с кем он встречался. Он не просто проповедует – он входит в подробности жизни ближнего, знакомится с его нуждами, а затем уже просвещает его. Даже когда он не здоров и его лихорадит, он не жалея себя служит, проповедует, лечит.

Однажды был праздник. О. Макарий только что совершил литургию в храме, как получил известие о том, что в соседнем селении часть инородцев возмутилась и пошла с кольями на другую. Многие уже были ранены, и имелись убитые. О. Макарий немедленно отправился туда и сумел остановить крово-пролитие, едва сам избежав смерти от разъяренной толпы. Этот неутомимый труженик 28 лет обогревал ниву православного просвещения на Алтае, он был у них не только пастырем-учителем, но и судьею совести.

Выдающимся вкладом в дело алтайского миссионерства была переводческая деятельность святителя Макария. Освоив еще в начале служения язык местных жителей, он довел знание его до совершенства. В 1864 году иеромонах Макарий отправляется в Санкт-Петербург для печатания в синодальной типографии богослужебных переводов на алтайский язык. Прожил он в столице около двух лет, проводя в типографии все дни с раннего утра до позднего вечера, неся новые корректуры. К июлю 1868 года благодаря трудам о. Макария были напечатаны: Литургия Иоанна Златоустого, Священная история Нового Завета, Воскресные Евангелия, Часослов, Огласительные поучения для готовящихся ко Святому Крещению, Последование Святого Крещения. Почти все книги были вновь переведены о. Макарием, и только некоторые были переведены до него, а им исправлены и пересмотрены. Во всяком случае, ему принадлежит заслуга напечатания первых книг на алтайском языке. Важным событием в просветительской деятельности Алтайской миссии было составление в 1868 году совместно с протоиереем Михаилом Чеваковым алтайской азбуки. О. Макарий переводит на алтайский язык Четвероевангелие, всенощное бдение, служебник, правило для готовящихся ко святому причащению. О. Макарий основывает в Чопоше православную школу на 70 человек с общежитием, где преподавание ведется как на русском, так и на алтайском языках. Посетивший училище томский губернатор Супруненко пришел в восхищение от ответов учеников и написал ходатайство министру народного просвещения о награждении о. Макария орденом Святой Анны. О. Макарий привлек учащихся к переводческой деятельности. В результате появляется целая библиотека христианской литературы на двух языках.

В 1871 году иеромонах Макарий возводится в сан игумена, назначается помощником начальника миссии. Теперь на его плечи ложится ответственность ежегодно обозревать все миссионерские станы и наблюдать за состоянием школьного дела. В 1880 году игумен Макарий был назначен начальником Алтайской миссии, а в 1883 году возведен в сан архимандрита. На новой должности о. Макарий исполняет ответственное послушание начальника миссии образцово. По свидетельству современников, не только собратья по званию, начальники и архиереи, но и самые простые алтайские жители считают о. Макария одним из редких замечательных людей своего края. Даже в самых захолустных уголках, среди язычников имя святителя Макария произносится с великим уважением. Такая популярность достается в удел немногим. При нем значительно возросло число миссионерских станов, церквей, школ, умножилось число крестившихся, расширилась миссия. Просветительская деятельность святителя Макария легла в основу не только Алтайской миссии. В 1882 году благодаря его самоотверженным трудам основывается Киргизская миссия. Открытое им в 1883 году Бийское миссионерское училище становится фундаментом миссионерской проповеди в Нарымском крае, Минусинском округе. Архимандрит Макарий поставил это училище на образцовую высоту. В 1881 году им открывается в Улале женский Николаевский миссионерский монастырь.

12 февраля 1884 года архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Бийского. Бийск – город алтайский, поэтому для святителя Макария миссионерская деятельность продолжала оставаться в центре трудов. Он много времени уделял Бийскому катехизаторскому училищу, где стали обучаться не только алтайцы, но и шорцы, киргизы, сагайцы и даже остяки из Нарымского края. Владыка учреждает в 1884 году в Бийске братство святителя Димитрия Ростовского для борьбы со старообрядческим расколом. Он лично посещает старообрядческие поселения и устраивает собеседования со старообрядцами.

В те годы в Бийск ссылали революционеров. Владыка обличал их деятельность и пагубное влияние на народ. В ночь на 22 мая 1886 года революционеры подожгли архиерейский дом владыки Макария, в огне сгорела ценная библиотека и архив Алтайской миссии, а сам владыка чудом избежал смерти.

В 1891 году епископ Макарий был определен на Томскую и Семипалатинскую кафедру, с 6 мая 1906 года он архиепископ.

В ноябре 1912 года вышел «Высочайший рескрипт Его императорского Величества государя Николая Александровича о назначении архиепископа Томского Макария на Московскую митрополию», в котором государь от лица всего православного народа подводил итог безукоризненных трудов святителя на благо Церкви: «Ваше служение Святой Христовой Церкви, свыше пятидесяти лет продолжающееся в пределах Томской епархии и отмеченное подвигами ревности Вашей по просвещению Светом Христова учения инородцев Алтая, дало Вам возможность близко ознакомиться с миссионерскими и просветительскими нуждами церкви. Вы уразумели, сколь трудны задачи духовной школы, призванной подготовить пастырей к служению церкви, твердых в вере, согретых искренней любовью к пастве, ограждающих ее словом истины от всяких заблуждений и способных поднятию уровня ее нравственного и материального благосостояния». В конце выражалась твердая надежда, что и на новом поприще святитель Макарий проявит себя ревностным и самоотверженным блюстителем интересов и величия святой православной церкви. Обращает на себя внимание, насколько точно государь представлял себе состояние и духовные нужды Московской митрополии. Богатый миссионерский опыт владыки Макария указан как главная причина его назначения на Московскую кафедру. История показала, что нужна была внутренняя миссия. Не только далекий Алтай, но и первопрестольная Москва нуждалась в пастырях-подвижниках. Религиозное состояние русского общества (особенно образованной его части) было весьма неблагополучным. Постепенно умножалось число людей внутренне расцерковленных. Холодная, обрядовая вера делала многих людей безрелигиозными. Мятежно и оппозиционно настроенная часть общества увлекалась различными противохристианскими идеологиями. В умонастроении интеллигенции преобладали скептицизм и рационализм. Различные секты (хлысты, толстовцы, спириты и масоны), а также революционеры разлагали столичную интеллигенцию начала XX века. О современных ему духовно-нравственных болезнях говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Посмотрите, как мир близится к концу, смотрите, что творится в мире; всюду безверие, повсюду хула на Создателя, дерзкое сомнение, неверие и неповиновение. Упадок веры, мир потерял веру в бессмертие души».

Трудно представить, кто лучше владыки Макария соответствовал острейшим нуждам внутренней миссии. Назначение на Московскую кафедру, принятое почти восьмидесятилетним архипастырем с покорностью воле Божией, было делом жертвенного служения Святой Церкви. Владыка, как миссионер по опыту и духу, стал сопровождать свои богослужения катехизическими проповедями, и народ в большом количестве стал приходить в храмы, где служил святитель Макарий. Несмотря на свой старческий возраст, владыка был деятелен, интересовался всеми сторонами жизни вверенной ему епархии. Он выступает с архипастырскими посланиями, обличая пороки современного общества и духовенства, объезжает многие приходы и монастыри, школы и гимназии. Личным примером показывая ревность о спасении душ людей, он сильно влиял на всех, с кем входил в общение. Митрополит Макарий был поистине светильником на свешнице Московской церкви.

В сентябре 1913 года высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский, намеревается посетить свою родину – село Шапкино Ковровского уезда, ко дню храмового в этом селе праздника – Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября ст. ст.

7 сентября владыка Макарий в сопровождении епископа Юрьевского Евгения и владимирского духовенства прибывает на поезде в г. Ковров, откуда на лошадях отправляется в с. Шапкино. Он следует через Михайлову пустынь, дер. Ильино, где его встречают местные священники и толпы простого народа с хлебом и солью. К 14 часам под колокольный звон митрополит Макарий прибывает в родное село после 70-летней разлуки. После отслуженного молебствия владыка обратился к прихожанам с речью, которая до слез растрогала и умилила всех присутствующих. Его высокопреосвященство начал свою речь с удержавшихся в его памяти дорогих воспоминаний о событиях детства, связанных со святым храмом родного села, в котором он теперь находится, рассказал, как восьмилетним отроком уехал со своим семейством в Сибирь. Затем, сопоставляя свою бедность и крайнюю нищету в отрочестве, которые заставили его родителей переселиться в далекую Тобольскую губернию, с высоким положением, которое занимает он в данное время, владыка находил, что эти события напоминают историю Иосифа Прекрасного, который был продан египетским купцам в рабство своими братьями. В заключение владыка выразил благодарность и благодарение Господу, что после 70-летней разлуки он снова находится в родном сельском храме, среди его добрых прихожан.

В 6 часов вечера заблаговестили ко всенощному бдению, и храм стал наполняться молящимися из окрестных деревень. Молящихся собралось такое количество, что толпа в несколько тысяч осталась молиться на улице. Отслужив всенощное бдение, владыка Макарий обратился к прихожанам с поучением о жизни святых и праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, закончив слово размышлением о воспитании детей, в котором кротко напомнил о днях своего отрочества в с. Шапкино, о крайней нищете своих родителей, побудившей их уйти в Сибирь, – свое настоящее высокое положение он приписывал милости Божией за благочестие своих родителей и приглашал всех родителей быть благочестивее и воспитывать своих детей в вере и благочестии.

В день праздника 8 сентября владыка Макарий в сослужении епископа Евгения и местного духовенства отслужил божественную литургию, посетил шапкинскую церковно-приходскую школу, где лично испытал знания учеников. Затем просил разыскать на местном кладбище могилы своих близких сердцу родственников, где отслужил панихиду. Заночевал владыка в доме местного священника о. Павла Авророва. Утром 9 сентября, выслушав раннюю литургию, митрополит Макарий горячо помолился перед местной чудотворной иконой Свт. Николая (той самой, перед которой молилась мать святителя перед отъездом в Сибирь) и навсегда покинул родное село. Достигнув на экипаже г. Коврова, святитель отправился на поезде сначала во Владимир, а затем в престольный град Москву.

Через несколько лет в России грянула революция. После отречения государя от престола начинается вмешательство революционной власти в дела церкви. Новому правительству явно мешал ревностный проповедник, и под давлением и угрозами вооруженных людей владыка был вынужден написать прошение об увольнении на покой. В адрес митрополита стали поступать клевета и прямые угрозы. Утверждали, что будто бы митрополит Макарий уже стар и не может управлять епархией. Как известно, дело духовное никогда не стареет. Митрополиту не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре, и он был вынужден поселиться в Николо-Угрешском монастыре (ныне в г. Дзержинске Московской области). Но и там владыка неоднократно подвергался обыскам и вооруженным нападениям красноармейцев.

20 августа 1920 года владыка после пережитых нападений заболел – частичным параличом – и уже почти до самой смерти находился в монастыре.

16 февраля 1926 года, причастившись Святых Христовых Тайн, мирно отошел ко Господу. 19 февраля 1926 года было совершено отпевание, и святитель Макарий был погребен близ алтаря храма Казанской иконы Божией Матери п. Котельники, где он жил после закрытия монастыря. В 1957 году святейшим патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу святителя. Тело и облачения митрополита были нетленными. Его святые мощи были перенесены в Свято-Троице-Сергиеву лавру.

Юбилейный Архиерейский собор РПЦ 2000 года причислил к лику святых митрополита Московского и Коломенского Макария. День памяти святителя – 16 февраля /1 марта.

Храм Рождества Богородицы села Шапкино входит ныне в состав нашего благочиннического округа. Храм в годы гонений не закрывался. На его территории до сих пор находится действующее кладбище. К великому сожалению, как и при юности святителя, село Шапкино – одно из самых бедных сел нашего района, практически нежилое село. Здание храма, в котором последний ремонт делался на средства святителя еще при его жизни, сильно обветшало. В настоящее время требуется срочная замена кровли, иначе храму грозит разрушение. Последним настоятелем храма был приснопамятный протоиерей Михаил Лецко († 2005 г.). После его ухода на покой храм был уже в наше время разграблен, и та самая икона Святителя Николая Чудотворца, перед которой молился Макарий, также была украдена в наши дни. Единственно уцелевшей иконой от былого богатого убранства храма осталась икона свт. Митрофана Воронежского, которая была заблаговременно перенесена в одну из обителей епархии. В прошлом году была установлена традиция ежегодно отмечать день памяти святителя Макария в храме Рождества Богородицы с. Шапкино служением в этот день Божественной литургии. В настоящее время пишется икона святителя, которая будет находиться в храме Рождества Богородицы. Приглашаю всех вас принять участие в возрождении великой святыни нашего района – храма, в котором служил святитель Макарий, митрополит Московский. Аминь.

Примечания

1. Святитель Макарий (Невский). Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сб. писем / Сост. Г.Г. Гуличкина. Изд. Сретенский монастырь, 2006.

2. Владимирские епархиальные ведомости. 1913. № 41; Евгений, епископ Юрьевский. Владимир, 1913.

3. Историко-статистическое описание церковных приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898.

© Иеромонах Игнатий (Марченко), 2010