Д.Л.Орлов

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
1920—1930-Х ГОДОВ

В период расцвета краеведческого движения в СССР в 1920-х – первой половине 1930-х годов исторический и краеведческий материал активно использовался при разработке различных учебных пособий, в том числе и для сельских школ. Выпуск учебной литературы, адаптированной для сельской местности, был вызван двумя причинами: стремлением государства ликвидировать безграмотность сельского населения, поднять его уровень образования, и значительным числом учащихся, проживающих в сельской местности. Так, по данным Статистического сектора Облплана на 1930 год, из 4286 школ 1-й ступени в Ивановской промышленной области 4053 находились в сельской местности, из 298731 ученика 244652 учились в сельских школах. Из 103-х семилетних школ 44 были сельскими. Статистические показатели менялись лишь в отражении показателей численности девятилетних школ и школ 2-й ступени (из 44-х девятилеток лишь одна была сельской, из 57 школ 2-й
ступени сельскими были пять). Но в сельской местности располагались еще 52 школы крестьянской молодежи, в которых училось 5349 человек [1, с.91].

Одним из первых опытов использования краеведческого материала в учебных пособиях на территории современной Ивановской области было издание «Тетради по родиноведению для школ Иваново-Вознесенской губернии». Тетрадь была выпущена книгоиздательским товариществом «Основа» в 1924 году тиражом в 10000 экземпляров. Подготовил пособие Ф.Ф. Павлов, читавший курс родиноведения в практической школе Шуйского педагогического техникума. Рисунок для обложки тетради выполнил художник Л. Чернов-Плёсский. Пособие предназначалось, прежде всего, для школ 1-й ступени и было одобрено Государственным ученым советом и признано губоно как учебное пособие для прохождения в школах губернии.

Автор пособия – Ф.Ф. Павлов не отрицал огромного воспитательного значения краеведения, тем не менее, при краеведческом образовании он считал целесообразным сделать больший упор на его прикладной составляющей, основанной на личном восприятии и наблюдении учащегося: «Учебник родиноведения – не только ненужная, но и вредная вещь: он между восприимчивой душой ребенка и живой реальностью становится ширмой, отучающей от активности и прививающей недоверие к собственным познавательным способностям» [2, с.4].

Наряду с методикой обучения практическому наблюдению, в тетради Ф.Ф. Павлова приводились и некоторые краткие сведения об истории Ивановского края, начиная с процесса заселения земель.

Любопытны тезисы Ф.Ф. Павлова о национальном составе населения. Население губернии относится к великорусскому племени русского народа. Нерусское население в деревнях совсем отсутствует, а в городах на сотню русских приходится не больше двух нерусских. К признакам мужчин губернии Ф.Ф. Павлов относил темно-русый цвет волос, довольно длинную светло- или темно-русую бороду. От населения южных губерний, по мнению Ф.Ф. Павлова, ивановцы отличались предприимчивостью, энергией и подвижностью, причем эти черты характера были присущи как городским, так и сельским жителям [2, с.73].

Плохие урожаи, отсутствие минеральных богатств, продолжительные зимы, как указывал автор, были главными причинами развития отхожих и кустарных промыслов. «С коробами разных легких товаров мелкие торговцы офени из Иваново-Вознесенской губернии отходят на всю зиму во все глухие углы России. Вероятно, этот вид отхожего промысла и развил в ивановце бойкость в обращении и деловую сметливость. Не меньшее число лиц из нашей губернии уходит на зиму в крупные города и поступает приказчиками в разного рода торговые заведения» [2, с.77].

В заданиях пособия Ф.Ф. Павлова материалы уроков родиноведения были тесно переплетены с материалами по естествознанию, математике, родному языку и изобразительному искусству. Подобные пособия, по мнению автора, должны были выработать навыки использования знаний, вынесенных с подобных уроков, для практических целей.

Свой труд Ф.Ф. Павлов посвятил тем единомышленникам, которые, как он считал, найдут время для вопросов родиноведения во всех классах школы 1-й ступени [2, с.4].

Не меньший интерес для исследователя представляют учебные пособия по математике, основанные на статистических данных.

Одни из первых учебных пособий по математике, изданных при советской власти, появились в начале 1920-х годов под традиционными названиями – «Сборник задач по математике», «Новый арифметический задачник» и т. п. Но, с активизацией краеведческого движения в стране, меняются и названия учебников, несущие в себе агитационный призыв к более активному участию широких слоев населения в общественной жизни страны, в том числе и в изучении истории своего края. В Нижнем Новгороде издается учебник «Наш край в цифрах», в Воронеже – «Будем считать, измерять и строить. Рабочая книга по математике для сельских школ» (1932), на Урале – «Маленьким ударникам Урала. Учебник по математике для первого года обучения» (1932), в Москве и Ленинграде – задачник «Живая математика» и другие. Нарастает динамика количества выпущенных изданий: если в период с 1918-го по 1930 год выходит около 90 изданий, то только в 1931—1932 годах издается более 50 видов учебных пособий по математике. Расширяется и география изданий: наряду с Москвой, Петроградом (позднее Ленинградом), учебные пособия издаются в Саратове, Хабаровске, Свердловске, Самаре и других городах [3]. Не является исключением и Иваново. Так, в 1932 году издаются сразу два учебных пособия – «Математика. Учебник для 4 года обучения в сельской и городской школе ИПО [Ивановской промышленной области. – Прим. ред.]» под редакцией В. Подлипского и «Наша стройка в цифрах. Рабочая книга по математике для школ 1-й ступени комбинатов совхозно-колхозного образования» под редакцией П.М. Рыбакова. Издания интересны тем, что в учебном материале достаточно активно использовался исторический и краеведческий материал.

 В 1929 году была образована Ивановская промышленная область, и приводимый в учебных пособиях краеведческий материал обосновывал необходимость создания подобного административно-территориального образования. Используемые в задачах статистические данные свидетельствовали о мощи социально-экономического потенциала ИПО.

 Учебные пособия, предназначавшиеся для школ сельской местности, исходя из взятого курса на организацию колхозного движения, активно включались в пропаганду колхозов. При изучении процентов приводился факт, что по Ивановской области к 1 октября 1931 года вошло в колхозы 40 процентов всех крестьянских хозяйств. Это означало, указывается в пособии, что из каждых 100 хозяйств сорок вошли в колхозы [4, с.12]. В задаче № 92 учебного пособия «Наша стройка в числах» приводились данные по ИПО на 2 мая 1931 года – 32 % коллективизированных хозяйств. Задачей учащегося было подсчитать процент единоличных хозяйств [4, с.17].

 Математические пособия, несмотря на изначальную ориентацию на обучение различным математическим действиям, все же позволяли уловить сложность процесса коллективизации. Вот пример подобной задачи. В колхозе «Завет Ильича» во время хлебозаготовок 50 человек неожиданно вышли из колхоза. Среди них оказалось 2 кулака, которые подговорили остальных. Когда это было обнаружено, все крестьяне вернулись в колхоз и кулаков больше не приняли. Сколько крестьян вернулось в колхоз? [5, с.17]. В некоторых пособиях арифметические задачи перемежались и подобными заданиями: «Узнай: сдали ли твои родители свои излишки хлеба. Объясни им, почему не надо слушать кулаков» [5, с.18].

В учебном материале задач отражался и далеко не однородный состав колхозников: «в правление колхоза выбрано 4 бедняка и 3 середняка…», – а часть задач отражала и сохраняющееся расслоение крестьянства – наличие батраков [4, с.12].

7 июня 1930 года постановлением Колхозстроя СССР в колхозах был введен трудодень, как единая норма учета труда колхозника и распределения доходов. В учебных пособиях появляются задачи, отражающие расчеты с трудоднями. В пособиях также подробно разъяснялось, к каким типам относятся те или иные выполняемые работы. К легким – работа погонщика лошадей, возка навоза, переборка корнеплодов и другие. К средним – выкапывание корнеплодов вручную, вспашка, сноска и укладка снопов, пастьба скота и другие. Тяжелыми работами считались корчевка пней, копка канав, работа скотника, конюха, свинаря. Квалифицированным считался труд тракториста, рулевого, кузнеца, печника, посев вручную и другие виды работ [4, с.66].

При составлении задач использовались и материалы пятилетнего плана развития сельского хозяйства области. Отмечалось, что, «в то время как у нас налицо значительное превышение пятилетнего плана, в странах капиталистических в результате кризиса производство значительно снизилось».

Острой проблемой в этот период оставалась ликвидация неграмотности, в том числе и в сельской местности. В задачах пособия приводился факт, что на 1 апреля 1930 года учреждениями ликбезсети по ИПО было охвачено 132621 человек неграмотных и 92832 малограмотных. Только на торфоразработках области в 1930 году предполагалось обучить 2366 неграмотных и 645 малограмотных [4, с.31]. Важным условием ликвидации неграмотности было расширение и сети образовательных учреждений – школ различных уровней, в том числе начальных общеобразовательных сельских школ, вечерних школ крестьянской молодежи. В условиях задач упоминалась такая профессия, как избач.

В учебных пособиях по математике можно было почерпнуть самые различные сведения по социально-экономическому развитию края: о количестве и составе кооперативных товариществ, о плане открытия новых магазинов, согласно постановлению обкома ВКП(б), об урожаях культур, уровне зарплат в текстильной отрасли. Например, приводились данные по урожаю картофеля: в 1927—1928 годах в области в среднем с 1 га крестьянских полей собиралось 75 ц картофеля, но рядом указывалось, что на опытном поле Иваново-Вознесенского сельскохозяйственного института собирали уже 193 ц картофеля [4, с.65]. Часть задач свидетельствовала об уровне питания населения. «До революции рабочий в нашей области потреблял в год в среднем 13 килограммов крупы, а в настоящее время он потребляет на 31 килограмм больше, мяса до революции потреблялось, в среднем, 21 килограмм, в настоящее же время потребление возросло на 32 килограмма». Сколько же килограммов мяса потребляет рабочий сейчас, – спрашивалось в задаче [4, с.13].

Как правило, разделы задач в учебных пособиях предварялись призывами и лозунгами. Например: «Будем работать вместе – для общего дела», «Почему в колхозе лучше урожай», «Почему в колхозе быстрее и легче работать» (рядом приводился и правильный ответ – «Применение машин»), «Выполним пионерскую пятилетку по птицеводству», «Поможем провести хлебозаготовку» и другие.

Анализ учебных пособий данного периода позволяет сделать вывод о сохранении в сельском хозяйстве значительной доли ручного труда и малой механизации работ. Условия заданий дают и достаточное представление о видах сельскохозяйственных работ, орудий труда. Использование описаний знакомых крестьянину видов выполняемых работ или орудий труда облегчало в значительной степени освоение учебного материала.

Часть статистических данных, примененных в задачах, имели конкретную ссылку на район, колхоз или предприятие: колхоз «Культура» (Первомайский район ИПО), фабрика «Красный Профинтерн», Лежневский колхоз, Кинешемский туковый комбинат, колхоз «Путь Ленина» (Середской район), Космынинские торфоразработки и другие.

Издания по математике с использованием краеведческого материала, появившиеся в начале 1930-х годов, были первым подобным опытом в Ивановской области. Контроль за учебными пособиями в то время осуществлял методический сектор Иваново-Вознесенского областного отдела народного образования, принимавший предложения и замечания для внесения соответствующих улучшений в дальнейшую работу по изданию краеведческих учебных книг. Например, в пособия для сельских школ включались задачи на производственные (текстильные) темы, ввиду преобладания в области текстильного производства.

Учебные пособия середины 1920-х – начала 1930-х годов еще не были излишне идеологизированными, а условия задач не были пронизаны культом Сталина. В одном из учебников говорилось: «Ленин умер 21 января 1924 года. Сколько лет прошло с тех пор? Ленин боролся за власть трудящихся во всем мире. Партия, комсомол, пионеры, октябрята продолжают дело Ленина» [5, с.69]. Раздел задач под названием «В поход против вредителей» отражал в математике процесс борьбы с гусеницами и яблочным долгоносиком, а не с «троцкистско-бухаринской бандой». Внешнеполитическая обстановка для сельского населения раскрывалась в описании кризиса капиталистической системы и исключительно агрессивной политики стран Европы и США против советской России. «У нас на тысячу жителей 3 красноармейца, у наших врагов – 11 солдат. Вопрос задачи: Кто готовится нападать и кто – защищаться?» [5, с.73]; или: «до войны французский станковый пулемет весил 52 кг. Теперь наши враги научились делать пулеметы, которые в 2 раза легче. Сколько весят теперь пулеметы наших врагов?» [5, с.75].

Наметившиеся в середине 1930-х годов тенденции к свертыванию краеведческого движения не замедлили сказаться и на выпуске учебной литературы с использованием краеведческого материала. Подобные издания исчезают, происходит унификация учебной литературы.

Примечания

1. Районы Ивановской промышленной области. Краткий статистико-экономический справочник. Владимир, 1930.

2. Павлов Ф.Ф. Тетрадь по родиноведению для школ Иваново-Вознесенской губернии. Иваново-Вознесенск, 1923.

3. См.: http://www.mathedu.ru/ (Математическое образование: прошлое и настоящее).

4. Рыбаков П.М. Наша стройка в числах. М. – Иваново, 1932.

5. Волгина О.М., Кавун И.Н., Козлова Е.Е. Труд в числах. М. – Л., 1932.

© Орлов Д.Л., 2010


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014