Г. С. Смирнов
(Ивановский государственный университет)

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО ЗАМОСКОВНОГО КРАЯ:
опыт проектирования музейных кварталов
в Иваново-Вознесенске

До настоящего времени целостной концепции этапов и специфики развития историко-культурного пространства Волго-Окского междуречья (Замосковного края) не существует. Это в значительной степени связано с тем, что границы Иваново-Вознесенской губернии (Ивановской области) на протяжении прошлого века менялись несколько раз. В новых условиях экономического и культурного развития региона перед историками и краеведами встают сложные задачи поиска «потерявшейся» идентичности, полноформатной репрезентации музейного пространства Замосковного края. Сетевой проект «Музейное пространство Замосковного края» позволяет собрать в единое информационно-экскурсионное целое все сообщество государственных, общественных, корпоративных, частных, личных музеев, которое на сегодняшний момент не может быть названо даже лоскутным одеялом истории и культуры края. Работа в этом направлении потребует десятилетий.

От иерархической к сетевой структуре
организации музейного пространства

Музей ушедшей советской эпохи представлял собой иерархическую структуру. Ее природа связана с идеологической тоталитарностью, которая осталась от того времени, когда музей выполнял функцию создания классовой истории. Экспозиция строилась по принципу искусственно-идеологического отбора материалов. Сейчас появилась возможность сделать экспозицию, свободную от мифов и стереотипов. Современный российский региональный музей предполагает свободу научной репрезентации исторической реальности, он не должен выполнять чьего-то социального или идеологического заказа. Перед краеведческим сообществом стоит задача разработки «живой сети» взаимодействующих историко-культурных объектов, построенных по принципу дополнительности (экспозиционной и парадигмальной).

Краеведческие ресурсы Музея Замосковного края

В Ивановской области накоплен обширный и уникальный материал по истории края: трехтомный Свод памятников, монографическая краеведческая литература, интенсивная работа исторического факультета – все это позволяет надеяться, что задача любой сложности по составлению проектов Музея Замосковного края будет решена на достаточно высоком уровне.

Очень важно при составлении экспозиции как областного краеведческого музея, так и Музея Иваново-Вознесенска использовать достижения иллюстрированного журнала «Наша Родина – Иваново-Вознесенск» – самого значимого историко-культурного проекта краеведческого сообщества за последние годы. Таким образом, уже сейчас возможно говорить о наличии огромного массива исторической информации, актуализированной для большого количества жителей Иванова.

Стратегия формирования регионального
музейного комплекса на основе сетевого подхода

В основу составления городского плана музейного дела до 2020 года может быть положена ориентация на передачу всех зданий, представляющих историческую ценность и переданных после революции для размещения в них государственных (властных) органов, в общенародное культурное пространство. (Проект подобной «культурной реституции» должен быть утвержден Ивановской городской думой и Законодательным собранием Ивановской области, чтобы преходящие экономические интересы в очередной раз не уничтожили вечных исторических ценностей.)

На уровне областного центра модель музейной сети городского пространства в первом приближении предполагает пересечение, по крайней мере, двух главных концептов иваново-вознесенской истории: «Иваново-Вознесенск: быт и бытие льно-текстильного пространства» и «Иваново советское: социальный и архитектурный конструктивизм». В рамках первого концепта наиболее значимы два центра культурного пространства: «Вознесенское пространство», формирующееся вокруг музея-усадьбы Д. Г. Бурылина, и «Ивановское пространство», формирующееся вокруг комплекса зданий, расположенных рядом с нынешней площадью Революции (квадрат улиц М. Рябининой, Советская, Пушкина, Арсения, Садовая).

В рамках второго концепта наиболее значимыми пространствами являются «Иваново вузовское» (ИГМА, ИГТА, ИГХТУ, научная библиотека) и «Старый и новый Иваново-Вознесенск: миры конструктивизма» (улицы Громобоя, Маркса, проспекты Ленина, Энгельса).

Долгосрочное проектирование
ядра сетевого музея Замосковного края

Для осуществления «усиленного музейного проекта» следует уже сейчас поставить перед региональным правительством проблему создания музейно-экскурсионного комплекса, включающего не только здание Объединенного музея Замосковного края (Историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина на ул. Советской), но также музея Иваново-Вознесенска (весь комплекс зданий, расположенных напротив музея, – усадьба Я. Н. Фокина), сада-музея Л. П. Шуйского, музея первого Совета, регионального литературного и театрального музея (нынешняя школа № 26), музея городского быта (усадебный комплекс на ул. Арсения), Центрального текстильного подиума (жилой дом А. И. Соколова), Дома городского собрания (дом Дюрингера).

Лицо города в музейном пространстве

Центральной частью проекта «Музейное пространство Замосковного края» является историко-культурное проектирование исторического центра Иваново-Вознесенска. До настоящего времени нет теоретических разработок, удовлетворительно объясняющих интенсивный рост центрального пространства региона – Иваново-Вознесенска, уникального города в промышленно-экономическом, этно-демографическом и духовно-культурном отношениях. Такая краеведческая неопределенность приводит к продолжению разрушения и уничтожения культурной среды города, некогда претендовавшего на звание третьей столицы страны.

Интенсивная неумная и коммерциализированная застройка территорий приводит к разрушению целостности городской среды. Примерами бездумного отношения к архитектурному наследию города Иваново-Вознесенска могут служить «реконструкции» исторических памятников: старейший особняк на пл. Революции, фасад которого изуродован конструкцией из ступенек, старый Пассаж, дополненный «надстройками», разрушающими исторические архитектурные формы уникального памятника города.

Важнейшая задача краеведения и музейного дела заключается в сохранении возможностей для населения и приезжающих экскурсантов увидеть все потерянные или почти потерянные раритеты нашей земли.

Приоритеты современного краеведческого сообщества связаны с разработкой научно выстроенного плана организации историко-культурного пространства города.

Музей Иваново-Вознесенска как главный проект

Город Иваново-Вознесенск представляет собой уникальный памятник корневой российской культуры. Он показывает особенности развития России на субстрате человеческого качества, созданного духовными и трудовыми традициями старой веры, которые в европейском пространстве получили название «трудовая этика протестантизма». История формирования той культурной среды чрезвычайно важна в наше время, прежде всего, для формирования тех ценностей, которые могут органично дополнять традиции, сложившиеся в пролетарском Иваново-Вознесенске XIX века и советском Иванове ХХ века.

Одним из перспективных решений может быть размещение экспозиций музея Иваново-Вознесенска в комплексе зданий на ул. Советской (усадьба Я. Н. Витова). Особенности совмещения на небольшом пространстве разнообразных по времени построек позволит осуществить разновременное экспозиционное построение (дать возможность почувствовать рост Иваново-Вознесенска на протяжении нескольких веков).

Концепция музейного синтеза

Центральным местом музея Иваново-Вознесенска может быть макет-экспозиция исторического центра города, включающая все разрушенные монастыри и храмы. В перспективе должно быть макетно воссоздано историко-культурное пространство, включающее не только храмы, но и фабричные корпуса, а также самые интересные и, что наиболее важно, частично утраченные особняки, исторические здания. (Такого рода пространство в свое время уже было воссоздано в реставрационной мастерской в виде макета, судьба которого неизвестна.)

Для размещения экспозиции музея Иваново-Вознесенска необходимо достаточно объемное экспозиционное пространство, прежде всего для того, чтобы с помощью опускающихся экранов большой площади и локальных плазменных панелей, вмонтированных в стены или выдвигающихся в стендах, можно было бы чрезвычайно насытить зрительными формами обитание экскурсанта в этом пространстве, наполненном звуками, воспроизводимыми на высококачественной технике, свето-цветовыми иллюзиями и, может быть, даже запахами. (Отметим, что наличие приусадебных цветников весьма характерно для особняков иваново-вознесенских фабрикантов, в частности Д. Г. Бурылина.) Запах цветущих акаций или сиреней может создавать вместе с трехмерным (в том числе и голографическим) кино очень яркие экзистенциально-воспитательные музейные «феномены-фантомы». Этот пример, на наш взгляд, в максимальной степени отвечает задачам новой виртуальной музейности, без которой современный музей может потерять значительную часть своей привлекательности.

«Парк-сад имени Л. П. Шуйского»

Прилегающая к Музею Замосковного края территория, вплоть до школы № 26, могла бы стать продолжением парка-сада Л. П. Шуйского. Дело в том, что в ближайшем пространстве нет специально созданных территорий, а статус студенческого города, без сомнения, потребует соответствующей обстановки для зоны вузов и общежитий, которые в значительном количестве расположены поблизости (общежития ИГМА, ИГХТУ, ИГСХА). Проект данного парка должен предполагать, что сад-парк будет носить имя Л. П. Шуйского, и поэтому целесообразно восстановить концепцию сада того времени – только в том случае эта территория также будет носить музейно-экспозиционный характер.

Литературный и театральный музей

Территориально к этому пространству относится и уникальное историческое здание, в котором в настоящее время располагается школа № 26. В силу того, что в этом здании учился Д. А. Фурманов, появляется возможность создания полноформатного литературного, театрального музея.

Сетевая структура экскурсионных троп

Музей, как центр городского музея под открытым небом, позволит сориентировать и по пешеходным маршрутам ближнего пространства.

Одним из самых характерных для Иваново-Вознесенска (текстильно-промышленных) мог бы стать маршрут в текстильное пространство нынешних лабораторных корпусов ИГТА, расположенных в непосредственной близости от центрального здания Музея Замосковного края. Концепция текстильного кластера исторического прошлого «Русского Манчестера» в достаточной степени уже создана в текстильной академии, но этот проект потребует дальнейших усилий краеведов и специалистов.

Второй пешеходный маршрут – «Особняки Иваново-Вознесенска» – мог бы носить «информационно-развлекательный характер», ибо связан с посещением особняков Н. Г. Бурылина, А. Я. Дюрингера и А. И. Соколова.

«Музей городского быта»

Практически полностью сохранившийся усадебный комплекс (усадьбы Н. Г. Бурылина, С. Е. Куваева) представляет собой уникальный образец «исторической территории». Он как нельзя более удобен для размещения экспозиции, посвященной истории быта конца XIX – начала ХХ века. Фотографии свидетельствуют об уникальной эстетике всего этого комплекса особняков, в котором есть возможность для организации конюшенной инфраструктуры.

«Дом собраний»

В доме Дюрингера могла бы быть размещена инфраструктура для проведения конференций, собраний, мероприятий презентационного характера, ибо сама планировка такова, что включает в себя не только удобный двор, но и помещение флигельного типа и пространство для «круглых столов». Городу давно уже необходимо помещение для краеведческого общества, а также для проведения областных и городских школьных краеведческих и природоведческих конференций.

Музей ситца и текстильный подиум края

Особняк фабриканта А. И. Соколова как нельзя более удобно приспособлен для организации «универсального текстильного подиума». Не только планировка дома, но и большая веранда «с крыльями» и огромное пространство сада позволяют превратить этот уникальный особняк в «самый модный городской подиумный центр» мирового уровня. Удобство этого размещения в известной степени связано не только с близким расположением ИГТА, но и комплекса «Парк-отель Шереметев».

Бурылинский музейно-усадебный комплекс

Культурный хронотоп Музея промышленности и искусства, оставленный Д. Г. Бурылиным, может рассматриваться как «вектор культурного развития», показывающий гармоничную форму сопряжения материальной и духовной благотворительности в социально-экономическом пространстве развивающейся России начала ХХ века.

«Музей-усадьба Д. Г. Бурылина» – музейно-коллекционная реальность личностного характера – представляет собой «идеальный музейно-культурный тип», воплощение которого зависит не только от материальной обеспеченности проекта, но и от высоты культурной планки, поставленной нынешним региональным интеллектуальным сообществом, включающим интеллигенцию, а также властное и бизнес сообщество.

Музей промышленности и искусства Д. Г. Бурылина представляет собой уникальный образ мира, взятый в контексте иваново-вознесенского культурного пространства, выпестованного в сложнейших коллизиях борьбы и соревнования между традиционной (государственнической) и народно-личностной (староверческой) православной верами российского этнонационального бытия. Культура российского бытия к моменту 1913 года – это важный срез русской культуры, который может оказаться востребованным именно в наше противоречивое время. Создание в перспективе единого музейно-усадебного комплекса провинциальной повседневной культуры, включающего Музей им. Д. Г. Бурылина, его дом (нынешний Музей ивановского ситца), дом сына Д. Г. Бурылина (нынешний Дворец бракосочетания), будет отвечать самым высоким требованиям современного российского музейного строительства, ибо явится формой, которая до настоящего времени в России не существует.

Музей музеев и Музей личных коллекций

Создание такого музейного комплекса со временем может быть расширено за счет создания регионального виртуального Музея музеев, посетив который экскурсанты могли бы, используя масс-медийные технологии, познакомиться с экспозициями других российских (столичных и провинциальных) и зарубежных музеев. Организация такого музея могла бы быть осуществлена в здании бывшего управления культуры, которое вместе с тремя бурылинскими зданиями образовало бы «музейное каре» («квадрат музейного пространства»). В этом же здании можно было бы начать создание Музея личных коллекций.

В современном Иванове, сохранившем традиции «потайного коллекционирования», идущие от Гарелина и Бурылина, сосредоточены уникальные коллекции различных исторических эпох. Личные коллекции требуют особого внимания со стороны современного властного, интеллектуального и бизнес сообществ. Потеря уникальных личностных коллекций (например, архива «ивановского Леонардо» – ученого и журналиста А. М. Беневоленского, коллекции художника-примитивиста Чапкина из Южи и многих других, о которых писал журнал «Наша Родина – Иваново-Вознесенск») будет невосполнима. Назрела необходимость на местном уровне принять документы, регулирующие возможность приобретения и сохранения этих уникальных форм иваново-вознесенского интеллигентского подвижничества.

Предложенные опыты «фантастического краеведения», естественно, представляют собой лишь набросок будущего, составление проектов подобного рода требует грантовой поддержки краеведческих структур, имеющих достаточный потенциал для плодотворной научной работы, со стороны правительства области.

 

© Г. С. Смирнов


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014