Е. Г. Корнаухова
(Дом-музей Л. Н. Толстого)

«УСТУПАЯ ВНУТРЕННЕМУ ВЛЕЧЕНИЮ
К ИСКУССТВУ И ЗНАНИЮ…»

В яснополянском музее экспонируется группа предметов, связанных с именем Д. Г. Бурылина, которая, в свою очередь, входит в состав неделимого мемориального фонда Дома-музея Л. Н. Толстого. Это письма и поздравительные открытки Д. Г. Бурылина Толстым, каталог масонской коллекции, газета «Ивановский рабочий», журнал «Simplissimus», альбом с фотографиями выставки. Бурылинские мемории, вплетенные в яснополянскую коллекцию, исторически связывают наши музеи. Вместе с тем, эти «следы памяти» могут служить гарантом защиты научной ценности авторского ядра музея, созданного и согретого мыслью Д. Г. Бурылина. Особенно ценен в этом смысле альбом «Фотографическiе снимки изъ коллекцiй Д. Г. Бурылина», который «живет» в яснополянском доме без малого 104 года.

О своем музее Бурылин сообщил Толстому в письме от 26 сентября 1907 года:

«Ваше Сиятельство, граф Лев Николаевич.

В продолжение многих лет своей жизни, уступая внутреннему влечению к искусству и знанию, я значительную часть свободного времени и материальных средств обращал на собирание археологических и этнографических редкостей, а также старинных книг, рукописей и эстампов.

Часть моих коллекций я экспонировал на разных выставках, и между прочим, на Средне-Азиатской и Всероссийской в Нижнем Новгороде в 1896 г.

В 1903 г. я устроил самостоятельную выставку части моего собрания в г. Иваново-Вознесенске.

Постоянный рост коллекций и библиотеки заставил меня расширить и вновь устроить соответственное для них помещение.

Так образовался мой музей искусства, древностей и книжных редкостей в Иваново-Вознесенске.

Пятидесятилетний юбилей Вашего Сиятельства навел меня на мысль написать портрет великого писателя – Славы Русской Земли, в Русском же отделении устраиваемого мною музея искусства и библиотеки в Иваново-Вознесенске, на что всепочтительнейше прошу разрешения Вашего Сиятельства.

С искренней преданностью Ваш почитатель.

Имею честь быть Вашим покорным слугою Дмитрий Бурылин.

Р.S.: Каталог выставки в Иваново-Вознесенске при сем прилагаю» [1].

Этот каталог имеет свое фиксированное место хранения и экспонирования – шкаф с оружием Л. Н. Толстого в передней дома. Это неслучайно. Посетители ежедневно приходили и приезжали к Толстому за помощью – материальной или духовной. Судя по многочисленным воспоминаниям современников о Толстом, ехали в Ясную Поляну каждый со своими проблемами, но, вместе с тем, как в живой музей, посмотреть своими глазами на необычного графа, где и как живет, удостовериться в правоте народной молвы, что видом своим и образом жизни он прост, в обращении с людьми – уважителен, и на все у него свое мнение. Толстые любили вспоминать шутку сестры Льва Николаевича, насельницы Шамординского монастыря Марии Николаевны, которая однажды, будучи в Ясной Поляне, на вопрос таких любопытствующих, где можно увидеть Льва Николаевича, не смущаясь ответила: «Сегодня льва не показывают, показывают только мартышек» [2]. Поневоле Софье Андреевне уже при жизни мужа, по причине его мировоззрения, приходилось ко многим его вещам относиться как к идейно-музейным.

Так стало с военным и охотничьим оружием Толстого, отказавшегося от охоты, мясоедения, проповедовавшего отказ от военной службы, неучастие в массовых военных убийствах и выступавшего против смертных казней. Выставленные в шкафу со стеклянными дверцами, эти предметы безмолвно напоминали находящимся в передней дома гостям об антимилитаристских идеях Толстого. В эту же первую домашнюю «музейную витрину» Софья Андреевна поместила и каталог, потому что многочисленные коллекции в бурылинском музее, в том числе оружия и вооружения, носили познавательно-культурный характер.

  Каталог состоит из 22 фотографий [3], наклеенных на паспарту зеленоватого цвета с виньетками, вложенных в прямоугольную картонную папку с тремя откидными бортиками, обтянутую серо-голубым коленкором (26,5х36,5х6,5). Папка с трех сторон завязывается четырьмя парами черных тесемок, крышка ее украшена золотым тиснением: сверху слева – летящая ласточка; по центру – надпись: «Фотографическiе снимки /  изъ коллекции /  Д. Г. Бурылина»; вдоль нижнего края справа – «Г. Иваново-Вознесенскъ 1898, сентябрь». Без сомнения, если учитывать нарядное оформление папки и самих фотографий, это владельческий эксклюзивный экземпляр.

На обороте каждой фотографии написаны комментарии черными чернилами той же рукой, что и сопроводительное письмо. Так, на фотографии № 20 такой комментарий: «Музей Дмитрия Геннадiевича Бурылина /  Собранiе Редкостей и Древностей /  въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске 1905 г. 10-го Апреля».

При сравнении надписей, вытисненных на папке «Г. Иваново-Вознесенскъ 1898, сентябрь» и на фотографии «въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске 1905 г. 10-го Апреля», можно с уверенностью сказать, что фотоснимки представляют иваново-вознесенскую выставку 1905 года, устроенную Бурылиным в полуподвальном этаже своего дома [4]. Папка же, вероятно, ранее принадлежала другому комплекту фотоснимков бурылинских коллекций, экспонируемых в Иваново-Вознесенске в сентябре 1898 года [5].

Фотографии яснополянского экземпляра каталога выполнены за 10 дней до открытия выставки в Иваново-Вознесенске «20-го апреля… в пользу местного дамского кружка Красного Креста». Таким образом, этот комплект вполне можно было бы назвать охранной съемкой выставленных коллекций. Немаловажно и то, что авторская нумерация фотографий диктует последовательность осмотра выставки – оформления помещения и, собственно, самих коллекций. По ним мы детально воспроизводим содержание выставки, рассказывающей о глубоких исторических культурных корнях отечества и мировой цивилизации. Вместе с тем, эти фотографии имеют обратный эффект: они свидетельствуют о гармонии мировосприятия автора и владельца этой выставки – его высокой духовной жизни, широких интересах и знаниях, мировоззрении, эстетических приоритетах. И это, конечно же, было оценено Толстым и его супругой, о чем мы можем судить по приему Бурылина в доме Толстых, по их известным записям в «Книге отзывов» и дальнейшему сотрудничеству в благотворительных мероприятиях.

На первой фотографии каталога – автограф Дмитрия Геннадьевича черными чернилами: «Портреты фабрикантовъ и основателей фабрикъ г. Иваново-Вознесенска при музее Д. Г. Бурылина» – коллаж из фотографий разных интерьеров, оформление стен выставки. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 2 /  Отделенiе первое /  Музей промышленности Собранiе образцовъ Ручной набивки Ситца /  Местныхъ Ивановскихъ фабрикъ съ 1691 г. по 1850 г. /  Моделей Различныхъ старинныхъ машинъ. / Вышеозначенная Палата написаны портреты /  Большой портретъ Царя Петра перваго Покровителя фабричной промышлен. /  и основатель первыхъ фабрикъ (Бывш. село Иван) Великiй князь Иванъ /  Даниловичъ (Калита) Первый владелец Дер. Иванъ 1328 въ послед. Иван. Воз. /  Фабриканты I. М. Затрапезновъ, М. И. Яновскiй, И. Е. Грачевъ, Н. Н. Гарелинъ, П. А. Зубковъ / А. Ф. Полушинъ, В. В. Меньшиковъ, И. Я. Куваевъ, П. М. Гарелинъ, / Д. А. Бурковъ /  К. Д. Бурковъ /  С. М. Борисовъ, В. В. Бубновъ, Н. Н. Фокинъ, А. М. Журавлевъ, Я. П. Гарелинъ, Ф. П. Зубковъ, З. М. Кокушкинъ / П. И. Лопатинъ, Г. Д. Бурылинъ, П. Н. Грязновъ, А. Ф. Зубковъ, И. Н. Гарелинъ, Я. К. Бурковъ /  М. Д. Дарьинскiй, Н. Т. Дербеневъ, Д. Г. Бурылинъ, Н. Т. Дербеневъ, Ф. Н. Витовъ, А. Н. Новиковъ / Т. А. Щаповъ, А. А. Напалковъ, М. Ф. Ямановскiй, Е. В. Кащинцевъ».

Далее перед нами вертикальная витрина с размещенными в ней многочисленными образцами вооружения. Центральную часть витрины занимает кольчуга, шлем и палица; над этой композицией и по обе стороны от нее – пистолеты, топорики, холодное оружие. Внизу размещены кирасы, пушечки с ядрами, шлемы, мортира. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 3 /  Отделение 2-е /  Витрина 1-я /  Древнее Русское Вооружение /  и Кавказское».

В двух шкафах-витринах на полках размещены многочисленные образцы древнерусских сосудов, сбитенников, братин, блюд, ковшей, между ними небольшие металлические ларцы – поставцы, образцы замков с ключами, безмены. Слева, на полу у открытой дверцы шкафа, стоят богато отделанные чеканкой шлем с гребнем и круглый щит. На шкафах несколько старинных металлических сосудов, бюсты исторических деятелей. Потолок украшен настенной росписью. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 4 /  Витрина 2-я /  Древне Русская утварь».

  В белом широком шкафу-витрине с пятью полками размещены многочисленные образцы древнерусских сосудов: кувшины, братины, несколько чеканных подносов. На средней полке среди кувшинов – небольшой самовар в виде земного шара, лежащего на плечах атланта. На нижних полках – старинные ларцы разных размеров. На шкафу – несколько старинных сосудов. На обороте черными чернилами надпись: «Фотогр. № 5 /  Витрина № 3 /  Утварь Братины, Орбаны /  Ларцы Медные Чеканные серебряные. / Разные костяные Черепаховые и Деревянные».

  Далее рядом стоят два витринных шкафа. В левом выставлены старинные металлические кубки, чернильницы, сосуды. В витрине справа – многочисленные старинные сосуды. На полу под витринами несколько ларцов, сундучок, большая чаша. На шкафах – старинные сосуды. На обороте черными чернилами надпись: «Фотография № 6 /  Витрина 4 и 5-я /  Стопки, замочки /  Чернилицы и проч. Русскiе Вещи».

И далее надписи на оборотах следующих фотографий с названиями коллекций, размещенных в витринных шкафах и на столах:

«Фотография № 6 /  Витрина 4 и 5-я /  Стопки, замочки /  Чернилицы и проч. Русскiе Вещи»;

«Фотографiя № 7 /  Витрина 6-я /  Русскiе древности. Стопки /  Фляжки, Стаканы и Печатки проч.»;

«Фотография № 8 /  Витрина № 7-й /  Древние русские уборы. Кокошники /  и Одежды Вериги и Разные принадлежности»;

«Фотографiя № 9 /  Средняя Витрина № 8 /  Серебряная утварь. Стопки, Орбаны, /  Графины, Стаканы, Чарки и Прочiе»;

«Фотогр. № 10 /  Отделенiе № 3-е. Витрина № 9 /  Китайско-Японские вещи»;

Фотогр. № 11 /  Витрина № 10 и 11-й /  Китайскiе Японскiе Ciамскiе и /  Прочiе предметы Искусства»;

«Фотогр. № 12 /  Витрина № 12 /  Корейское изображенiе /  Китайско Японское божество Сiамъ и Индеi»;

«Фотогр. № 13 /  Витрина № 13 /  Собрание различныхъ Бурханчиа /  Изображенiе /  Божества»;

«Фотографiя № 14 /  Отделенiе № 5-й Витрина № 14. /  Персидскiй Отделъ /  Утварь и Прочiе»;

«Фотографiя № 15 /  Древнее персидское Арабское /  Индейское Средне Азiатское Вооруженiе»;

«Фотографiя № 16 /  Отделъ 5-й Витрина № 16 /  Собранiе Утвари и Искусства /  Персiи, Азiи, Кокандъ, Самаркандъ, Бухары /  Хивы, Ташкентъ, Индiи Африки и Аравiя»;

«Фотографiя № 17 /  Палата третья Витрина № 17 /  Отделъ 6-й /  Книжные и Картинные Редкости Раскопки /  Медали, Монеты Минiатюры и /  Прочiе различные Редкости»;

«Фотографiя № 18 /  Отделъ 6-ой Витрина № 18 /  Съ Масонскими знаками»;

«Фотографiя № 19 /  Отдел № 6-й Витрина № 19 /  Собранiе Масонскихъ предметовъ»;

«Фотогр. № 20 /  Отделъ № 6-й Витрина № 20 /  Мелкiе Одежды, Шарфы, Поясья, Фарту /  ки, знаки и Прочiе Вещи, Редкости». По нижнему краю тем же почерком: «Музей Дмитрия Геннадiевича Бурылина /  Собранiе Редкостей и Древностей /  въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске 1905 г. 10-го Апреля».

На следующих двух фотографиях – «Образцы первобытныхъ Ивановскихъ ситцевъ /  съ 1691 по 1850 г. /  изъ собранiя Д. Г. Бурылина /  въ Иванове Вознесенске» и коллекция игральных карт.

Заканчивается каталог фотографией с фрагментом интерьера выставки. По стенам и потолку написаны портреты, а по оконному откосу – перечень владельцев ивановских мануфактур. Под каждым портретом указаны имя и фамилия изображенного. В простенке слева, между окном и стеной, второй снизу – портрет Д. Г. Бурылина.

Как было выше упомянуто, этот каталог несет на себе и «следы» фашистской оккупации Ясной Поляны танковой дивизией Гудериана: фотография № 1 с видом дома Бурылина была безвозвратно утрачена, а на обороте фотографии № 18 фашисты оставили свой автограф. В нижней части угольным карандашом печатными буквами надпись: «MANNSCHAFT», ниже очень крупно: «1 ZUG /  21025». Паспарту проткнуто гвоздем. Вероятно, фотография была использована как объявление с номером отряда, базировавшегося в Доме-музее Л. Н. Толстого.

Примечания

1. Письмо написано на почтовой бумаге черными чернилами рукой Ксении Дмитриевны Бурылиной, вложено в конверт.

На адресной стороне конверта надпись черными чернилами рукой секретаря Толстого, Н. Н. Гусева: «Бурылин просит позволения написать портрет. Отв. 6 окт. Н. Г.».

На обороте конверта рукой Л. Н. Толстого графитным карандашом: “Отправить”.

2. Толстой С. Л. Очерки былого.

3. Ранее в каталоге было 23 фотографии. В период фашистской оккупации Ясной Поляны в октябре – декабре 1941 года альбом вместе с рядом неэвакуированных мемориальных предметов оставался в Доме-музее Л. Н. Толстого. Фотография под № 1 «Дом Бурылиных в Иваново-Вознесенске» была утрачена.

4. Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. С. 72.

5. Событие не установлено.

 

 © Е. Г. Корнаухова