Н. В. Быковская
(Керченский историко-археологический заповедник)

АНТИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В ФОНДАХ КЕРЧЕНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА

В годы Второй мировой войны коллекциям Керченского музея древностей, основанного в 1826 году, был нанесен невосполнимый урон. Потери военного времени были столь масштабны, что в полной мере и по сей день оценить их не представляется возможным. При приближении немецких войск наиболее ценные экспонаты в девятнадцати ящиках были вывезены в 1942 году в Армавир, где следы их затерялись. В официальных документах в послевоенное время перемещенные накануне оккупации ценности были признаны погибшими.

В период оккупации осенью 1942 года по распоряжению айнзацштаба1 из экспозиции музея был выделен наиболее ценный материал и направлен в г. Симферополь для дальнейшей переброски на территорию Германии. Кроме того, в условиях, когда на территории города велись ожесточенные бои, сопровождавшиеся артобстрелами и воздушными бомбардировками, обеспечить сохранность экспонатов, оставленных в музее, было практически невозможно.

На момент освобождения Керчи в 1944 году немногие уцелевшие в Керченском музее коллекции находились в состоянии хаоса. В отчете за 1944 год директор музея Е. С. Пичахчи сообщила о том, что фонды музея «свалены в общую кучу», часть экспонатов и вовсе «извлечена из груды хлама», а от научного архива музея уцелели «жалкие обрывки»2. По воспоминаниям жителей Керчи, очевидцев освобождения города, во дворе музея высилась груда книг, журналов, бумаг.

Во второй половине сороковых годов фондовые коллекции музея стали пополняться новыми вещами. Кроме предметов из собственных раскопок, в музей поступили вещи, присланные из Иванова по распоряжению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР, в ведении которого на тот период находились музеи.

Коллекция, отправленная из Ивановского областного музея в 1945 году, прибыла в Керчь осенью 1946 года вместе с двумя инвентарными книгами «археологического отдела», опечатанными красной сургучной печатью подотдела по делам музеев и охраны памятников губернского отдела народного образования Иваново-Вознесенского Совета. Суммарно в обе книги были внесены записи на 2174 единицы хранения (под несколькими номерами в книги записаны планшеты с кремневыми орудиями труда – наконечниками копий, стрел, ножами, скребками). В первоначальном акте, составленном сотрудниками Керченского музея после распаковки вещей, сказано, что в общей сложности на хранение поступили 1423 предмета – большая часть коллекции античных предметов, собранных Д. Г. Бурылиным3.

Чуть позже, после уточнения шифров и описаний предметов, в Дополнении к акту приема количество прибывших из Иванова вещей было скорректировано до 1353 единиц хранения. К сожалению, перевозка хрупких изделий из стекла в условиях легко объяснимой нехватки упаковочных материалов привела к тому, что часть сосудов из стекла оказалась разбитой, о чем в инвентарной книге были сделаны соответствующие записи. Все предметы коллекции были зашифрованы еще довоенными шифрами – «И-Вм. архо.» – и номером, соответствующим записи в инвентарной книге.

Предметы, описанные в инвентарной книге и принятые на хранение в Керченский музей, помечались особой отметкой красными чернилами. Эти пометки позволяют понять, какая именно часть коллекции осталась в Ивановском музее. Во-первых, в их число вошли вещи, которые не имели отношения к Северному Причерноморью, а именно раритеты египетского происхождения: саркофаг с мумией, статуэтки и другие вещи из погребальных комплексов. Кроме того, по всей вероятности, в Ивановском музее остались некоторые античные вещи экспозиционного значения: керамика, изделия из стекла, терракоты. В графе «Примечание» инвентарных книг напротив некоторых предметов стоит пометка: «Взято в антирелиг[иозное] отд[еление]».

В архиве Керченского заповедника сохранился документ, из которого следует, что спустя несколько лет, в августе 1949 года директор Ивановского музея Е. Панова обратилась в Керченский историко-археологический музей с просьбой «скопировать» из инвентарных книг описания предметов археологической коллекции, оставшихся в Ивановском областном краеведческом музее4. Копии записей в инвентарной книге было поручено забрать заведующей библиотекой музея – Н. И. Готовкиной, которой, по-видимому, и был доставлен в Керчь упомянутый выше документ.

К сожалению, в ходе инвентаризаций второй половины XX века коллекция, поступившая в Керчь из Ивановского музея, потеряла свою целостность и была распределена по сформированным с учетом материала и типа предметов коллекциям. Отказ от организации хранения по коллекционным описям в послевоенные годы объяснялся утратой большей части довоенной учетной документации и был вынужденной мерой. Вещи из Ивановского музея, так же как и сохранившиеся предметы из собственных довоенных коллекций, поступили во вновь сформированные коллекции терракот, керамики, светильников и другие.

Объем публикации не позволяет в полной мере описать группы принятых на хранение предметов, поэтому мы ограничимся их краткой характеристикой.

Наиболее значительную часть коллекции составляют керамические сосуды, самые ранние из которых – чернолаковые солонки, килики, канфары и скифосы – относятся к V в. до н. э. Традиционно особый интерес для исследователей представляют чернолаковые краснофигурные сосуды. Среди них – пелики, датирующиеся IV в. до н. э. и происходящие, в основном, из погребальных комплексов. Их росписи напрямую связаны с религиозными представлениями народов, населявших некогда Боспорское царство, о загробном мире. На пеликах из бурылинской коллекции можно увидеть изображения женской головы, «вырастающей» из земли, юношей у алтаря, Диониса (Аполлона) на грифоне, битвы с амазонками (изображения № 1—4). Коллекцию археологической керамики Керченского музея пополнили также миниатюрные чернолаковые лекифы, украшенные пальметтами или сетчатым орнаментом, арибаллы IV в. до н. э., каннелированная пелика III в. до н. э.

Среди керамических сосудов обращает на себя внимание группа разнообразной по форме краснолаковой керамики: кувшины одноручные и двуручные, патеры, бальзамарии, тарелки со штампом в виде стопы, ойнохойи, чаши, миски II в. до н. э. – III в. н. э. (изображения № 5—6). Некоторые из более поздних экземпляров краснолаковых тарелок украшены христианской символикой: изображением креста, ослика, зайца и др. (изображения № 7—8).

Отдельные формы античных сосудов представлены, кроме того, в миниатюрных вариантах. По мнению составителя инвентарной книги, такие сосуды использовались в качестве игрушек. Считается также, что миниатюрные сосуды могли служить вотивными приношениями в различные храмы и святилища. К собственно игрушкам в ивановской коллекции можно отнести фрагменты терракотовых погремушек, а также небольшие статуэтки животных. С воспитанием детей в эпоху античности связаны также сосуды для кормления грудных младенцев – гутусы в форме женского бюста и бюста Эрота.

Античную коропластику представляет группа разных по жанрам терракот. В ивановской коллекции встречается достаточно много изображений богини, сидящей на троне, культ которой зародился в глубочайшей древности. Традиционно считается, что это изображения Кибелы, одной из самых почитаемых на Боспоре богинь плодородия. Среди терракот этого типа выделяется статуэтка, которая, вероятно, происходит с Родоса и датируется V в. до н. э. (изображение № 17). Статуэтки в виде богинь, сидящих на троне, служили вотивными дарами в святилища, помещались на домашние алтари; изображения богинь несли во время религиозных шествий.

Значительную часть терракот составляют жанровые терракоты, изображающие женщин, стоящих в изящных позах, в задрапированных живописными складками одеждах, юношей, опирающихся на стенку (?), мальчиков-Эротов (изображения № 11—14, 16).

Среди терракот ивановской коллекции встречаются также маскароны – миниатюрные копии театральных масок, которые могли служить украшениями саркофагов, вотивными дарами в святилища (изображение № 9).

Как и у настоящих театральных масок, у этих терракот имеются отверстия для рта и глаз. Маски с особой выразительностью передают образ персонажа, его настроение. Есть в коллекции и фрагменты подвесных марионеток, использовавшихся во время театральных представлений. Все они имеют характерные отверстия в верхней части головы, служившие для подвешивания кукол (изображение № 9).

Кроме жанровых и вотивных терракот, в коллекции имеется несколько экземпляров терракотовых барельефов, использовавшихся в качестве декоративных украшений общественных или частных архитектурных сооружений, в том числе с изображением головы горгоны Медузы, традиционно служивших оберегами жилищ.

В поле зрения собирателя коллекции попали и такие античные редкости, как прилепы первых веков нашей эры, выполненные из гипса, украшавшие античные саркофаги и игравшие роль оберегов. Гипсовые прилепы ивановской коллекции имеют форму трагических масок, пальметт, львиных и бычьих голов, женских и мужских изображений, голов горгоны Медузы, лежащего Эрота. Имеются в коллекции и налепы геометрических форм, размещавшиеся на ножках саркофагов.

Первыми веками нашей эры датируется и большая часть светильников из ивановской коллекции. Значительную группу составляют сероглиняные светильники боспорского производства, имеющие достаточно специфическую форму. На некоторых светильниках оттиснут рельефный декор в виде листьев или побегов пальметты, а также геометрический орнамент (изображения № 18—20).

Не менее интересны светильники так называемого римского типа, отличающиеся более округлым туловом, меньшими размерами и изображениями на щитках, закрывающих отверстие для заливания масла (изображения № 21—22).

В коллекцию стекла на хранение поступили стеклянные бальзамарии, одноручные кувшины, колбы и более редкие по форме кубок, пиксида и стакан, датировка которых также укладывается в первые века нашей эры.

В целом, оценивая факт передачи античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным и переданной Ивановским областным краеведческим музеем в фонды Керченского историко-археологического заповедника, следует признать, что полученный материал существенным образом пополнил фонды керченского музея, разоренные в годы Второй мировой войны.

Предметы из ивановской коллекции использовались для создания экспозиций по истории Боспорского царства. Отдельные предметы коллекции описаны и опубликованы в научных статьях, каталогах и монографиях5.

Очередная задача в деле изучения античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным, заключается, с нашей точки зрения, в том, чтобы выявить ее в современных коллекциях Керченского историко-культурного заповедника и опубликовать в полном объеме, что будет способствовать не только расширению наших знаний о материальной культуре населения Северного Причерноморья в античную эпоху, но и лучшему пониманию личности и разносторонних интересов собирателя коллекции – иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д. Г. Бурылина.

Примечания

1 Оперативный штаб рейхсляйтера А. Розенберга был создан в нацистской Германии с целью реализации культурной политики на оккупированных германскими войсками территориях. Занимался организацией вывоза в Германию культурных ценностей.

2 Архив КИКЗ. Оп. 9. Ед. хр. 137. Лл. 2—2 об.

3Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр. 67. Лл. 4—5.

4Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр. 67. Л. 12.

5 См., например: Глушец Л.Н. Изображения богини на троне в коллекции терракот Керченского историко-культурного заповедника // Научный сборник Керченского заповедника. Т. 1. Керчь, 2006; Журавлев Д.В., Быковская Н.В., Желтикова А.Л. Коллекция светильников из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Светильники VI – первой половины III в. до н. э. Киев, 2007. Т. 1; Журавлев Д.В., Быковская Н.В., Желтикова А.Л. Коллекция светильников из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Светильники второй половины III в. до н. э. – IV в. н. э. Киев, 2010. Т. 2; Иванина О.А. Краснолаковые тарелки с раннехристианской символикой. Тезисы докладов юбилейной конференции «Проблемы археологии и истории Боспора. К 170-летию Керченского музея древностей». Керчь, 1996; Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной возовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Москва, 2000.

 

© Н. В. Быковская

М. В. Птиченко
(Государственный музей истории религии)

КОЛЛЕКЦИЯ ДМИТРИЯ ГЕННАДЬЕВИЧА БУРЫЛИНА
В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Масонские предметы из собрания Д. Г. Бурылина поступили в Музей истории религии в 1934 году из Государственного Эрмитажа1. Всего по акту передано 100 единиц хранения, из которых один предмет (масонский молоток) в 1958 году был передан в Курский краеведческий музей. Из оставшихся 99 предметов двадцать восемь являются фрагментами масонских и орденских лент. Таким образом, полноценных экспонатов остается очень небольшое количество. Однако загадка этого собрания заключается в том, что при небольшом количественном наполнении оно очень емкое по содержанию, и в настоящее время, когда масонская коллекция музея насчитывает внушительное число экспонатов, предметы из собрания Д. Г. Бурылина тем не менее составляют ее «ядро» – на всех выставках они держат на себе экспозицию.

Долгие годы имя собирателя «редкостей и древностей» Дмитрия Геннадьевича Бурылина не ассоциировалось с масонскими предметами, имеющимися в нашем фонде. Хотя следует отметить, что многие знаки хранились в фондах в коллекционных конвертиках с надписью: «Минц-кабинет Д. Г. Бурылина». В справочнике архивных собраний сказано, что Бурылин Дмитрий Геннадьевич – краевед, основатель Ивановского краеведческого музея, собиратель материалов по истории России; что он также владел фабрикой в Иваново-Вознесенске, был старостой Благовещенской единоверческой церкви и состоял членом ученых архивных комиссий, Русского палестинского общества и Общества ревнителей истории и возрождения художеств Руси2. Такой широкий круг интересов проявлялся и в вопросах коллекционирования: коллекция его считалась одной из самых полных и интересных. Страстно увлеченный собирательством, он приобретал как ценные исторические материалы, так и «диковинки», среди которых были чучела животных с двумя головами, а также пузырек с черной жидкостью, сопровожденный таинственной надписью: «тьма египетская»3.

В начале 1990-х годов появились публикации о жизни Бурылина, и облик человека, обозначенного на розовых и голубых конвертах в фондах Музея истории религии, стал обретать реальные черты. Все исследователи едины в том, что Бурылин вынужден был заниматься семейным делом – производством ситца, не испытывая к нему особенного интереса. Смыслом своей жизни, главным и единственным ее делом являлось для него собирательство. Предметы привозились из многочисленных путешествий. По воспоминаниям дочери, он полностью был поглощен работой в музее и говорил: «Музей и работа в нем – это моя душа, а фабрика – лишь необходимость, для существования семьи»4.

В 1903 году коллекция Бурылина была представлена на выставке в Иваново-Вознесенске, на Покровской улице, в собственном его доме. Журнал «Нива» сообщал своим читателям о том, что в Иваново-Вознесенске открылась чрезвычайно интересная выставка, явившаяся «редким и поучительным зрелищем». В том же году был выпущен каталог выставки «редкостей и древностей» из собрания Бурылина. В нем, помимо коллекции ивановских ситцев, вееров, самоваров и пр., указан раздел масонских предметов. В их числе – рама с масонскими орденами и знаками, рама с лентами, фартуками, дипломами и рисунками. К сожалению, масонские предметы лишь перечислены, не конкретизированы, и только рукописи и книги даны с полными наименованиями. Между тем, масонская коллекция была одной из лучших в России. В ней находились редкие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, предметы для посвящения. «В 1911 г. американские коммерсанты предлагали Бурылину за часть масонской коллекции крупную сумму, но Дмитрий Геннадьевич не продал, хотя в то время очень нуждался в деньгах»5.

Позднее, в 1912 году, материалы коллекции Бурылина были использованы Историческим музеем на выставке, посвященной 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Торжества отмечались с большим размахом, и выставку посетил сам император Николай II с семьей. Т. О. Соколовская, известная исследовательница начала XX века, составившая каталог масонских предметов выставки, отмечала, что коллекция «каменщических» символических предметов – одна из наиболее богатых и разнообразных: «всего выставлено три витрины, и на них, в братском единении, размещены символы русских и иноземных братьев-каменщиков. Бросаются в глаза расшитые запоны, т. е. передники, чересплечные ленты и большое количество отличительных знаков лож и степеней разнообразных систем»6. В 1911 году Соколовская, будучи членом Императорского археологического института, обращалась к Бурылину с просьбой разрешить работать с коллекцией: «…позволю себе обратиться к Вам с покорною просьбою разрешить изучить принадлежащее Вам собрание масонских предметов, книг и рукописей. Приготовленный мною к печатанию обширный очерк по истории масонства не будет полным, если в числе разнообразных собраний не будет Вашего, известного мне лишь по отзывам других лиц и по печатному каталогу…»7.

В 1914 году открылся Музей промышленности и искусства. К этому времени коллекция уже была широко известна специалистам-историкам и любителям старины. Позднее, в 1920-е годы «Бюллетень народного комиссариата по просвещению» отмечал, что среди провинциальных музеев одним из самых замечательных является музей в Иваново-Вознесенске. В эти же годы была предпринята так называемая реорганизация музея, что на деле привело к дроблению собрания; коллекции были описаны и переданы в другие музеи России. Фонды были описаны, и специалисты, выполнявшие эту работу, выделили в собрании несколько разделов:

1. Библиотека с описанием редких изданий.

2. Собрание масонских вещей.

3. Собрание восточных вещей.

4. Нумизматика (более 60 000 ед.).

5. Собрание историко-бытовых вещей (русских и иностранных).

6. Собрание древностей, в том числе египетские саркофаги.

7. Собрание оружия.

8. Собрание материалов по истории революционного движения.

Отдельно отмечались толстовская комната и уникальная по составу коллекция ситцевых набоек (XVIII—XIX вв.)8. Бюллетень отмечал, что коллекции, только собранные, но не описанные Бурылиным, «в настоящее время изучаются и описываются специалистами из Москвы»9.

В том, что касается масонской коллекции, это утверждение неверно. Масонские предметы не только постоянно выставлялись – они исследовались и публиковались: основной иллюстративный материал для двухтомного сборника, посвященного истории масонства, составляет собрание Бурылина. Т. О. Соколовская, как уже отмечалось выше, описала часть масонского собрания в каталоге выставки в память Отечественной войны 1812 года. Каталог открывается портретом Д. Г. Бурылина (на фронтисписе). Описание коллекции, основанное на материалах выставки в Историческом музее, состоит из нескольких разделов. Первый из них посвящен отличительным знакам лож. В него включены 12 знаков российских масонских лож начала XIX века.

Статьи каталога имеют определенную структуру, они содержат сведения о дате основания ложи, описание знака, размер, толкование символики, заключенной в изображении. Этой же схемы придерживается автор и в других разделах каталога. Т. О. Соколовская отмечает знаки лож Соединенных Друзей, Пеликана, Петра к Истине и др. Следующий раздел касается отличительных знаков степеней и должностей в масонской ложе. Всего 25 знаков, среди которых символические лопаточки, молотки, наугольники, звезды и пр. Третий раздел посвящен особой детали масонского ритуального облачения – запону (или переднику). Этот раздел сравнительно небольшой, в нем представлено лишь восемь запонов. Следует отметить, что они разнообразны: от запонов иоанновских степеней до запонов самых высоких степеней посвящения. Перевязи (чересплечные ленты) и различные предметы с масонской символикой завершают это небольшое описание. Каталог оказался первым и единственным, посвященным масонской коллекции Бурылина.

К моменту реорганизации музея масонская коллекция насчитывала 930 предметов, 44 книги и 25 дипломов. Все реликвии были оценены комиссией в 2 млн долларов.

В настоящее время предметы из собрания Бурылина, хранящиеся в Музее истории религии, состоят из нескольких групп: изображения (графика конца XVIII – начала XIX в.), знаки, запоны и ленты, шпага, а также кувшин. Знаки (22 ед. хранения) различны: здесь и атрибуты российских лож начала XIX века; знаки должностей в ложе (в основном это знаки Великой ложи Англии, изготовленные во второй половине XIX века на фабрике George Kenning & Son в Лондоне); знаки разных степеней посвящения. Форма знака имела символический смысл, который «читался» масонами: по знакам можно было определить, в какой именно ложе состоит каменщик, какую должность занимает и в какую степень посвящен. Геометрические фигуры, используемые для этих целей, были различны: круг, крест, треугольник, звезда и др. К примеру, знак ложи Иордана (инв. № А-1773/21-IV) представляет собой прорезной треугольник, к вершине которого прикреплен крест темного металла с косой поперечной перекладиной. Основание треугольника образуют изображения стилизованных волн (реки Иордан, надо полагать). По нижней стороне треугольника гравированная надпись: Du Jourdan10 (см. илл. 1 на цветных вклейках). 

В актах передачи числился «знак в виде 4-конечного креста…», который в ходе работы с коллекцией был атрибутирован  как знак ложи Доброго Пастыря (инв. № А-1773/105-IV)11. Знак имеет форму креста, увенчанного короной; к нижнему концу креста подвешена лопатка-мастерок. В средокрестии внутри венка из дубовых ветвей перекрещены факел и свирель (илл. 2). В собрании Музея истории религии ленты на знаках отсутствуют, однако известно, что знак ложи Доброго Пастыря носили на голубой ленте. Д. Лотарева приводит в своем каталоге знаков лож Российской империи аналогичный нашему экземпляр из собрания Исторического музея, который прикреплен к ленте голубого цвета с тонким белым краем12.

В числе знаков иоанновских и высоких степеней посвящения – лопаточки Мастера (инв. № А-1773/70-IV; илл. 3), ключ Всезнания (инв. № А-1773/113-IV; илл. 4), знак Короля секиры (инв. № А-1773/28-IV; илл. 5), а также розенкрейцерские знаки в виде циркуля с пеликаном (инв. № А-1773/191-IV) и креста с розой (инв. № А-1773/190-IV; илл. 6), выполненные из серебра. Известно, что серебру и золоту (что ассоциировалось с луной и солнцем) масоны придавали символическое значение: эти металлы были связаны с идеями высшей степени духовного развития, обозначая, что каждый каменщик должен искать свет истины.

Отдельную часть собрания составляют запоны. Запон – одна из важнейших деталей масонской одежды, ритуального одеяния. Он служит напоминанием о происхождении ордена вольных каменщиков: подобно тому, как каменщики (оперативные) средневековья перед началом работ надевали свои фартуки, так и каменщики позднего времени, не имея отношения к возведению храмовых строений, надевают символический передник в знак того, что работы по тесанию камня продолжаются, но уже на другом уровне. Размер и отделка запона регламентировались правилами (кожа ягненка, размер в пределах 35х35 см). Запоны конца XVIII – начала XIX века, как правило, богато орнаментированы: нередки не только изображения отдельных символов, но и целых композиций, составленных из этих символов. В коллекции Бурылина в этом плане отличается запон степени Мастера (инв. № А-1773/187-IV), выполненный из белой кожи, которая представляет собой гравюру, раскрашенную акварельными красками (илл. 7). Масонские символы соединены в сложную композицию, образующую фантастический пейзаж, центр которого держит изображение храма Соломона, с колоннами слева и справа (также украшенными эмблемами). Данный экземпляр интересен еще и тем, что представляет собой точную копию запона, поднесенного Вольтеру (1694—1778) в день его посвящения в ложу Девяти Сестер. Известно, что масоны считали Вольтера настоящим каменщиком по образу жизни, но тот долгие годы сопротивлялся, и лишь незадолго до смерти состоялось это историческое посвящение в братство. В этот памятный день Вольтер, среди прочих масонских атрибутов, получил и великолепный запон, с рисунком, полностью идентичным изображению на нашем экземпляре запона.

Более лаконичными являются запоны шотландских степеней посвящения – Шотландских мастеров (инв. № А-1773/101, 41-IV; илл. 8), с двумя-тремя символами степени для украшения. Их выполняли в различных материалах и технике. Это могло быть шитье с использованием золоченой и серебряной нити, канители, блесток, вставок из стекла.

Долгие годы один из масонских предметов коллекции Бурылина и по актам передачи, и по инвентарным книгам Музея истории религии числился как запон. По размерам он отличается от остальных запонов: выполнен из белой лайки, украшен вышивкой, имеет клапан, аналогичный клапану запона. Подобное расхождение по размеру, который, как уже указывалось выше, был строго регламентирован, вызывало вопросы, но авторитет учетной документации оказывался сильнее. Однако при подготовке альбома масонской коллекции13 под клапаном был обнаружен кармашек, из чего стало понятно, что это масонская сумка (инв. № А-1773/100-IV; илл. 9).

Уникален кувшин (глазурованного фаянса) из коллекции Д. Г. Бурылина (инв. № А-1773/259-IV), употреблявшийся во время ритуальных трапез, так называемых столовых лож. На кувшине изображены разнообразные масонские символы: солнце, луна, циркуль, угольник, ключи и др. На одной из сторон кувшина изображен герб Российской империи и выполнена надпись, которая является подглазурной, сделанной на стадии изготовления, видимо, по желанию заказчика. Надпись на английском языке гласит: «In honor of great Emperor Alexander the first long may he live to govern the Russian Empire» (В честь великого императора Александра I, да будет он жить долго, чтобы править Российской империей). Известно, что царствование Александра I стало временем особого расцвета деятельности масонских лож. Имя императора было чрезвычайно популярно среди масонов, его называли «благословеннейшим из монархов», а время его царствования – «золотым веком» русского масонства. Александру посвящались ложи, в его честь произносились хвалебные речи. Какой ложе принадлежал кувшин, был ли он поднесен Александру или использовался в ритуальных трапезах в ложах, носивших имя императора, неизвестно, как неизвестно и то, состоял ли император в числе братьев масонского ордена.

В собрании графики представлены гравюры со сценами посвящения в ложу. По актам они имеют названия, но долгие годы было неизвестно происхождение и автор. Четыре из них удалось атрибутировать – они связаны с историей масонства во Франции и являются гравюрами из «Иллюстрированной истории масонства» Ф.-Т. Б. Клавеля (инв. № А-1773/197, 198, 199, 201-IV). Две гравюры конца XVIII века с изображением посвящения польские по происхождению. На одной – посвящение в масоны (инв. № А-1773/203-IV), на другой – посвящение в женскую ложу мопсов – очень интересный и редкий сюжет (инв. № А-1773/202-IV). История появления ордена связана с тем, что после издания в 1798 году папой Климентом XII буллы, осуждавшей вступление в масонское братство, католики, не желая ослушаться папу и в то же время отказываться от масонских собраний, организовали свой орден, близкий по духу масонскому, – орден Мопсов. С 1776 года в ложу стали принимать и женщин, посвящая их наравне с мужчинами. Символом нового ордена стал мопс, изображение которого расположено в центре гравюры, являющейся также планом ложи и схематическим обрядником ритуала посвящения.

С этим же ритуалом связан и ковер (покров), который использовался при обряде посвящения в степень мастера (инв. № А-1773/204-IV; илл. 10). При приеме в эту степень ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах – черепа и кости; все каменщики одеты в черное. Все это символизировало глубокое горе – горе о смерти архитектора Хирама, легенда о котором лежит в основе масонской обрядности14. Ритуал посвящения «воспроизводил» убийство Хирама, и кандидат в степень мастера исполнял его роль – символически умирал: тело его клали в гроб (или на ковер с изображением гроба) и накрывали сверху покровом. Посвященный полностью отрекался от своей личности, всецело отдаваясь служению Ордену15

Отдельно следует отметить масонские дипломы, наиболее интересным из которых является диплом степени мастера (Кол. II. Оп. 1. Д. 88; илл. 11), польского происхождения, немецкой ложи Храм Постоянства (Halle der Beständigkeit), в оформлении которого использованы масонские символы16.

Таким образом, небольшая по объему коллекция Д. Г. Бурылина предоставляет исследователю истории масонства богатый материал, позволяющий вести изучение темы по разным направлениям, а музейным сотрудникам – строить экспозиции и выставки по истории и символике масонства.

Примечания

1 Акт № 192 от 20.05.1934 г.

2 Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. Указатель. Т. 1—3. Т. 1. М., 1963. С. 113.

3 Чешкова Л. Поставщик ситца // Вокруг света. 1990. № 3.

4 Цит. по: Чешкова Л. Указ. соч. С. 22.

5 Додонова А.А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. С. 64—65.

6 Соколовская Т.О. Каталог масонской коллекции Д. Г. Бурылина. СПб., 1912. С. 10.

7 Додонова А.А. Указ. соч. С. 73.

8 Губернский музей в Иваново-Вознесенске // Художественная жизнь. 1920. № 2. С. 17.

9 Там же.

10 Ложа Иордана была учреждена 16 мая 1812 года в Феодосии. Заседания проводились на русском и французском языках. Ложа осуществляла деятельность вплоть до указа о запрете деятельности вольных каменщиков в России в 1822 году. – См.: Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Пг., 1916. С. 526.

11 Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 513.

12 Лотарева Д. Знаки масонских лож Российской империи. М., 1994. С. 74.

13 Масонская коллекция Государственного музея истории религии. СПб., 2006.

14 Масоны. История, идеология, тайный культ. М., 2005. С. 358.

15 Там же. С. 361.

16 Подробнее см.: Птиченко М.В. В поисках утраченного рая: образ сада в оформлении масонских дипломов // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской науч. конф. СПб., 2006. С. 329—337.

 

© М. В. Птиченко

Л. И. Добровольская
(Государственный Эрмитаж)

ПРЕДМЕТЫ АНГЛИЙСКОГО МАСОНСТВА
В СОБРАНИИ ОНГЭ

За время своего более чем трехсотлетнего существования масонство, создав огромное наследие в самых разных областях знаний, само стало объектом исследования ученых философов, историков, политологов.

Изучение этого явления в России, прерванное Октябрьской революцией, с новой силой началось в годы перестройки. На проходящих все чаще в музеях нашей страны выставках, посвященных масонству, демонстрируются предметы, связанные с деятельностью масонских лож и совершавшимися в них ритуалами.

Во многих музейных коллекциях в той или иной степени представлен этот материал.

В богатой масонской коллекции ОНГЭ хранится небольшой комплекс предметов, относящихся к английскому масонству. Наиболее интересные из них будут рассмотрены в настоящей статье.

Как известно, родина масонства – Англия до наших дней продолжает оставаться одним из его мировых центров. Состоит английское масонство из трех степеней (ученик, подмастерье и мастер), как добавочные и не обязательные институты признаются Орден священной Королевской Арки и рыцарские степени.

В настоящее время в Объединенной Великой Ложе Англии числится более 8000 лож, расположенных как в Англии, так и за ее пределами, в которых состоит более четверти миллиона человек. Ежегодные заседания Великой Ложи, а также работа лондонских лож проходят в здании Freemasonry`s Hall, сооруженного по проекту архитекторов Г. Э. Эшли и Ф. У. Ньюмана в 1933 г. в память о 3225 масонах, погибших в годы Первой мировой войны.

Масонство с начала его существования и до наших дней отличает таинственность, сложность и в высших степенях пышность обрядов. Обязательными атрибутами масонов во время ритуалов являются запоны, ленты (чресплечные и воротники), белые перчатки, а также знаки лож и должностей.

Одним из самых ранних английских знаков эрмитажной коллекции является прорезной овальный знак с набором покрытых гравировкой масонских символов (см. изображение 1 на цветных вклейках) Изготовлялись подобные знаки с 50-х гг. XVIII в. до 40- х гг. XIX в. из серебра и позолоченной бронзы и иногда украшались стразами1.

Из Англии масонское движение быстро распространилось во многие страны Европы и Америки. Не стала исключением и Россия.

В 1731 г. гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса великим провинциальным мастером для всей России. Это первое документально подтвержденное сообщение о создании ложи в нашей стране. Первыми ее членами были жившие здесь англичане, но когда через 10 лет этот пост занял генерал русской службы Джеймс Кейт, в ложу стали вступать и русские. С 1762 г. в Петербурге начинает работать Великая Провинциальная ложа России в зависимости от Англии (патент на открытие получен 26.02.1772 г.)2.

В собрании Эрмитажа хранится стальная печать Великой Провинциальной ложи. В центре матрицы – жертвенник, освещенный солнцем. На жертвеннике лежат венок и лира, по сторонам жертвенника – масонские символы. По контуру печати надпись: THE PROVINCIAL GRAND LODGE OF THE RUSSIAS3 (изображение 2).

Одним из самых интересных и редких является знак, выполненный в виде медальона. Картонная основа, с нарисованными и наклеенными масонскими символами (ступенями, ведущими к храму, двумя колоннами, инструментами вольных каменщиков и т. д.), заключена в круглую бронзовую, закрытую стеклом рамку4 (изображение 3).

Подобные знаки изготовлялись французскими военнопленными, захваченными во время Наполеоновских войн и содержащимися в тюрьмах-кораблях, курсировавших по Темзе, тюрьме Дартмур и др. Заключенные должны были сами оплачивать пропитание, поэтому, чтобы заработать, делали такие знаки на продажу. При их производстве использовался любой подручный материал – раковины, бумага, серебряная фольга и т. д.5

Ввиду небольшого количества, непродолжительного времени производства (1800—1815) и недолговечности подобные знаки встречаются крайне редко. Кроме того, материал и ручная работа делают каждый экземпляр по-своему уникальным.

Следующий знак эрмитажного собрания – знак Кружка корреспондентов масонской ложи «Quatuor Coronati»6 (изображение 4). Патент на основание ложи был выдан 28 ноября 1884 г., однако действительное ее открытие было отложено на 2 года в связи с отъездом одного из девяти отцов-основателей ложи – дипломата сэра Чарльза Варена (1840—1927) в Ботсвану7.

Основную задачу ложи учредители видели в конструктивном изучении истории, проведении исследований в области масонства и публикации трудов Ложи Ars Quatuor Coronatorum. Одним из первых действий новой ложи было создание в 1887 г. Кружка корреспондентов, к которому мог присоединиться каждый желающий исследователь, уплативший 6 (в настоящее время 10) фунтов в год. Таким образом, удалось привлечь к деятельности в Ложе многих видных исследователей масонства со всего мира. Труды, опубликованные на сегодняшний день, насчитывают более 120 томов. Они включают в себя сборники масонских дебатов, исторические и теоретические исследования, являясь неоценимым материалом для ученых.

Знак Кружка представляет собой позолоченную серебряную овальную медаль с высоким ободком, увенчанную «небесной» короной. На лицевой стороне в овале под орнаментированной готической аркой – четыре стоящие фигуры в длинных одеяниях, с нимбами вокруг голов и с атрибутами каменщиков в руках (молоток, линейка, угольник, долото). Прототипом этого изображения стала миниатюра из Требника королевы Изабеллы конца XV в. На ней впервые встречается изображение четырех мучеников (или четырех коронованных, как их обычно называют).

Легенда гласит о том, что в 298 г. н. э. между холмами Квиринал и Виминал по приказу императора Диоклетиана одновременно с постройкой ванн сооружался храм, посвященный Эскулапу. Создание статуи бога было поручено пяти скульпторам христианам, отказавшимся выполнять эту работу. За неподчинение все они приняли мученическую смерть – трое были обезглавлены, двое замучены. Для создания статуи были приглашены другие скульпторы. Через 2 года, когда работы были завершены, Диоклетиан приказал всем своим солдатам пройти маршем мимо статуи Эскулапа, воскуряя ему фимиам. Однако четверо братьев – Северус, Северианус, Карпорферус и Викторианус, исповедовавшие христианство, отказались участвовать в церемонии. Узнавший об этом император приказал забить их до смерти. Тела, по одной версии, были брошены собакам, по другой – забиты в ящики и выброшены в Тибр. Там их нашел брат Никодимус и перенес в катакомбы, которые и по сей день известны как катакомбы Кватро Коронати.

Знак эрмитажной коллекции был отчеканен после 1895 г. Датирующим в данном случае служит написание слова «corre-spondence» в названии ложи, нанесенном по контуру знака8.

На гурте по нижнему краю выгравировано имя владельца «Bro. J. I. Përsitz».

На оборотной стороне на полированном фоне крестообразно расположены 4 «небесные» короны, под нижней – мелкими буквами имя мастера «Kenning». К этой медали относится плоская планка для ленты (должна быть голубого цвета) с длинной булавкой, на оборотной стороне планки – клейма фирмы-изготовителя.

Георг Кеннинг (1836—1901) – видный деятель масонского движения, издатель еженедельной газеты «Freemason», основатель и член многих лож, в том числе и Королевской Арки и ложи Кватор Коронати, совладелец фирмы «Георг Кеннинг и Спенсер», выпускавшей масонские регалии.

В первые годы XIX в. Спенсер, секретарь Великой Ложи Англии, наладил в Лондоне производство масонских знаков и церемониальных предметов. С 1860 г. к этому бизнесу присоединился Георг Кеннинг, став через 20 лет одним из крупнейших производителей масонских регалий.

В 1956 г. эта фирма продала свои акции фирме «Тойе» и теперь она, продолжая работать в том же направлении, носит название «Тойе-Кеннинг и Спенсер»9.

Необходимо отметить, что вид членских знаков Кружка корреспондентов ложи Кватор Коронати за свою более чем столетнюю историю изменился мало. Более того, в самом конце XX в. он вернулся к своему первоначальному облику10.

Все экспонаты, о которых шла речь выше, происходят из коллекции Д. Г. Бурылина, поступившей в ОНГЭ в 1937 г.

Из этой же коллекции происходят запон и перевязь, связанные со степенью Королевской Арки, сведения об организации которой относятся к 30-м гг. XVIII в. С начала 80-х гг. Великими Патронами Капитула мастеров Королевской Арки стали избираться члены королевской семьи. Как говорилось выше, Капитул Королевской Арки признавался в английском трехстепенном масонстве как добавочный и не обязательный институт. В его ритуалах обыгрывался сюжет строительства второго Иерусалимского храма. Во главе Капитула стояли 3 принципала, совместно управлявшие делами, помогали им 2 секретаря, 4 офицера и казначей. Члены Королевской Арки обращались друг к другу не BROTHER, как в других ложах, а Companion. Правилами 1766 г. были установлены специальные облачения для принципалов, знаки и белые лайковые запоны – для остальных членов ложи11. Подобный запон, но более позднего времени хранится в нашей коллекции. На его лицевой стороне нашит треугольный клапан, в центре которого вышит знак степени (крест из трех тау в треугольнике). Запон оторочен шелковой лентой с перемежающимися малиново-синими треугольниками, а с оборотной стороны подбит белым шелком. Перевязь, носимая через плечо, имеет ту же расцветку, и на ней также нашит знак степени12 (изображения 5, 6).

К деятельности Королевской Арки относится приобретенный через ЗКГЭ в 1966 г. серебряный позолоченный украшенный голубой эмалью и стразами знак на белой муаровой ленте, изготовленный в Бирмингеме в 1865 г. фирмой «T & J Bragg»13 (изображение 7).

В центре – образующие шестиконечную звезду два переплетенных между собой равносторонних треугольника – один вершиной вверх, другой вниз. Внутри – в треугольнике изображение солнца с человеческим лицом – символ божественности, под ним – раскрытый вниз циркуль, между ножками которого расположен земной шар.

На кольце составленная из 6 слов надпись: DEO HONOR – Богу слава, REGI FIDELITAS – королю верность, FRATRIBUS BENEVOLENTIA – братьям любовь. Это перевод на латынь части Царской поэмы из рукописи XIV в., хранящейся в Королевской Арке.

По сторонам треугольников надписи на английском языке, латыни и греческом, которые при правильном расположении образуют фразу: «Мы нашли... (дальше место для имени посвящаемого в ложу) почитающего Бога гражданина мира». Согласно Постановлению Королевской Арки от 1817 г. знаки на белой муаровой ленте носились компаньонами14.

Закончить свой рассказ об английских масонских знаках из коллекции ОНГЭ мне бы хотелось золотым шаром – амулетом, состоящим из шести сегментов, которые раскрываются в виде креста15 (изображение 8). Внутри на золотых сегментах помещены пирамидки черненого серебра, с нанесенными на их гранях изображениями масонских символов. Уже сама форма амулета – шар, крест и пирамиды, состоящие из правильных треугольников, – имела для масонов символическое значение. Порядок расположения изображаемых на гранях пирамид символов мог меняться. Объяснение этих символов золотого глобуса приводится в книге «Masonic Timepieces Rings, Balls and Watch Fobs»16. Шары-амулеты разных размеров производились несколькими английскими ювелирными фирмами, в том числе и фирмой «Blanckensee & Sons», причем могли быть как целиком золотыми, так и с пирамидами, изготовленными из серебра.

Завершая краткий обзор английских масонских знаков из коллекции ОНГЭ, необходимо иметь в виду, что в данном сообщении рассматриваются только предметы несомненно английского происхождения. Для многих ритуальных предметов, запонов и не имеющих клейм должностных знаков места изготовления пока не установлены.

Примечания

1 ОНГЭ. Инв. № ИО-25447. Размеры: 102х63 мм. Harris T. The Medals and Jewels of British Freemasonry. 2007. Р. 13—16.

2 Семека А.В. Русское масонство в 18 в. // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914. С. 126—127; Серков А.И. Русское масонство 1731—2000: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 959.

3 ОНГЭ. Инв. № ИП-497. Размеры: 28х33 мм (матрица).

4 ОНГЭ. Инв. № ИО-25189. Размеры: 62х52 мм.

5 Harris T. Op. cit. Р. 17.

6 ОНГЭ. Инв. № ИО-25402. Размеры: 44х24 мм.

7 Материалы по истории ложи см.: Mackey A.G., Haywood H.L. Encyclopedia of Freemasonry. Epitome of the Writings of the Most Celebrated Historian on the Antiquity of Masonry. London, 2003. P. 62; Quatuor Coronati Lodge № 2076. The Premier Lodge of Masonic Research. URL: http://quatuorcoronati.com

8 Harris T. Op. cit. Р. 52.

9 Материалы о фирме см.: Dennis V.S. Discovering Friendly and Fraternal Societies: Their Badges and Regalia. Malta, 2005; URL: http://www.lionandlamb.org.uk/kenning.html; www.toye.com.

10 Harris T. Op. cit. Р. 52.

11 Jones B.E. Freemasons Book of the Royal Arch. London, 1957. P. 121.

12 ЗапонОНГЭ. Инв. № Р-835. Размеры: 40,5х35,7 см. Перевязь – ОНГЭ. Инв. № Р-886. Размеры: 192х10,2 см.

13 ОНГЭ. Инв. № ИО-13781. Размеры: 35х104 мм.

14 Jones B.E. Op. cit. P. 122, 123, 263—265.

15 ОНГЭ. Инв. № ОН-Вз-1477. Диаметр: 20 мм; размеры: 40х53 мм.

16 C. Clark J. Masonic Timepieces Rings, Balls and Watch Fobs. London, 1983.

 

© Л. И. Добровольская

© Государственный Эрмитаж

Е. С. Щукина
(Государственный Эрмитаж)

ЧЕТЫРЕ ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д. Г. БУРЫЛИНА
В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

 В собрании иностранных медалей Государственного Эрмитажа хранятся 4 памятные медали из коллекции Д. Г. Бурылина, поступившие в собрание Государственного Эрмитажа в 1937 году.

1. Новогодняя медаль с пожеланием мира в Саксонии, 1642 (Германия). Пауль Вальтер (саксонский медальер, работал в Лейпциге во второй четверти XVII в.). Серебро, чеканка, д. 41 мм. ИМ 35116.

Л. с. В венке, образованном свившейся в кольцо змеей, украшенной гирляндой из цветов и плодов, спускающаяся с небес рука, держащая кадуцей и два рога изобилия. Внизу между двух рук, воздетых к небу, корона, по сторонам которой литеры P и W (Пауль Вальтер).

О. с. Между линейным и цветочным ободками круговая надпись * STRENA. A. C. 1642 PACEM APPETENTIBUS DICATA (предзнаменование 1642 года, провозглашенное жаждущим мира). В центре надпись в 8 строк: DEN | FRIED, DEN| LANG DIE CHRI=|STEN SCHAHR| GEWUNSCHT, GIB| HERR ZUM| NEWEN |IAHR (Дай нам, Господь, в новом году мир, которого жаждет весь христианский мир)1.

Медаль исполнена в конце Тридцатилетней войны, когда все слои Германии жаждали мира, прекращения смертоубийств и разорения страны. В это время возникают так называемые Friedewunschmedaillen (медали с пожеланием мира).

2. Свадебная медаль XVII в. Германия, Гамбург.

Серебро, литье, гравировка, позолота, д. 59 мм. Вес 31,33 г. ИМ 30875.

Л. с. В центре в веревочном ободке изображение пары новобрачных, руки которых соединяет стоящий за ними Христос. Вокруг гравированный вглубь венок из листьев и цветов.

О. с. В центре в веревочном ободке изображение евангельской сцены – превращение воды в вино во время брака в Кане Галилейской. Вокруг гравированный вглубь венок из листьев и цветов. Медаль заключена в выпуклый витой ободок с тремя ушками наверху.

Обе стороны значительно потерты, на л. с. лицо Христа стерто, виден лишь нимб. Вместо текстов вокруг изображений гравированные венки.

Свадебные медали в Германии получают широкое распространение с начала XVII в. На них воспроизведены сцены из Библии и Евангелия и тексты Священного Писания2.

3. Свадебная армянская медаль. Голландия, вторая половина XVIII в.

Серебро, чеканка, 45х50 мм (овальная), вес 23,77 гр. ИМ 30874.

Л. с. Стоящие новобрачные, соединяющие руки над пылающим алтарем. Над ними в небе два крылатых ангела, держащих венок, внизу у их ног два рога изобилия. Справа и слева у края надпись на грабаре (древнеармянском языке): <священный союз>, внизу: <да будут двое в одном>.

О. с. Под сияющим Всевидящим оком выходящие из облаков две руки, соединенные в пожатии над пылающим алтарем, по сторонам которого слева алтарь с двумя пылающими сердцами, справа – с двумя целующимися голубками. Слева и справа у края и в обрезе надписи: <Божье предвидение>, <лучше двое, чем один>. В силу сильной потертости медали часть надписей не читается3.

Медаль является памятником культуры армянской диаспоры в Голландии.

Сохранилось крайне ограниченное число подобных медалей. Возможным автором штемпелей приводимой медали является Иоганн Георг Хольцхей (работал в Амстердаме во второй половине XVIII в.). На сохранившейся этикетке Минц-кабинета Д. Г. Бурылина стоит обозначение М. (?) 461.

Перевод надписей А. К. Ермолаевой (Эрмитаж)

4. Монета в 5 франков в память стрелковых состязаний в Лозанне 1876 г. Швейцария. Дюрюссель Эдуард (1842—1888).

Серебро, д. 37 мм. ИМ 30873.

Л. с. Под надписью POUR. ETRE. FORTS. SOYONS. UNIS. (Чтобы быть сильными, станем едиными) – соединенные рукопожатием две стоящие женские фигуры. Одна из них держит в поднятой левой руке чашу, вторая – знамя. Между ними на втором плане ликторская связка и два гербовых щита, один с гербом Швейцарии – крестом, другой с надписью: LIBERTE ET PATRIE (СВОБОДА И ОТЕЧЕСТВО). По сторонам фигур изображения виноградника, озера и гор, у их ног даты: 1836—1876. Под обрезом слева – DURUSSEL, в центре – 5 F.

О. с. Под надписью TIR FEDERAL DE 1876 A LAUSANNE (Федеральный тир 1876 г. в Лозанне) – вид города4.

Ежегодные стрелковые состязания в Швейцарии проводятся с 1452 г., и, как правило, к этим празднествам приурочивается выпуск монет и медалей. К состязаниям 1876 г. Дюрюссель, помимо пятифранковика, исполнил медаль с надписью <наши руки и сердца – Гельвеции> (Швейцарии). Лозанна – столица франкоязычного кантона Во на западе Швейцарии, расположенного на берегу Женевского озера, славится своими виноградниками Лаво, что нашло отражение в композиции о. с. монеты.

Примечания

1. Domanig Karl. Die Deutsche Medaille in kunst- und historischer Hinsicht. Wien, 1907. S. 746 (?).

2. Gaedechens O. Hamburgische Munzen und Medaillen, II. Hamburg, 1854. S. 146 (?).

3. Саркисян Г. Армянские свадебные медали // Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР. Ереван, 1974. С. 53, 54, 56. (На армянском языке.)

4. Forrer L. Biographical Dictionary of Medallists. Vol. I. London, 1904.  P. 680.

 

© Е. С. Щукина

© Государственный Эрмитаж

М. А. Добровольская
(Государственный Эрмитаж)

ДВА ПАМЯТНИКА ФАЛЕРИСТИКИ XVIII В.
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д. Г. БУРЫЛИНА
В СОБРАНИИ ОНГЭ

В 1937 г. из Музейного фонда Государственного Эрмитажа в Отдел нумизматики поступила масонская коллекция Ивановского областного краеведческого музея, как в дальнейшем выяснилось, собранная иваново-вознесенским фабрикантом, меценатом и известным коллекционером Д. Г. Бурылиным (1852—1924). При научной обработке коллекции, насчитывающей более тысячи предметов, было выявлено несколько явных подделок, а также 6 предметов, не имеющих отношения к масонству. Среди них был крест ручной работы прусской формы с шариками на концах на длинной шейной ленте с вставленной в него серебряной отчеканенной медалью, на лицевой стороне которой в окружении лаврового венка под королевской короной помещен вензель из трех букв «SAR» – Stanislaus Augustus Rex (польский король Станислав Август Понятовский, правил в 1764—1795 гг.) На обороте медали в дубовом венке в три строки латинская надпись: «Diligentiae», т. е. «прилежанию», указывающая на то, что награда связана с образованием1.

Известно, что Станислав Август большое внимание уделял наукам и искусству, а также образованию юношества. Именно в Польше возникло первое министерство просвещения, носившее название Эдукационной комиссии. Рассматриваемая медаль была учреждена в 1767 г. и предназначалась для воспитанников Варшавского кадетского корпуса, основанного Понятовским за два года до этого для обучения военному делу двухсот юношей из шляхетских семей. Ежегодно присутствуя на экзаменах, король лично раздавал ученикам разных классов золотые и серебряные медали, которые носились на левой стороне груди на голубой или красной ленте.

Подобный вид поощрений был распространен на варшавские гимназии, а затем гимназии и сельские начальные школы Польши и Литвы. С 1786 г. в гимназии направляли по одной золотой и две серебряные медали, а в начальные сельские школы – по две серебряные. В Варшаве медали продолжал раздавать король лично, а в других городах и провинции это делали ксендзы или представители местной администрации или земства. Как сами экзамены, так и раздача наград происходили в торжественной обстановке в присутствии родителей учеников и именитых граждан. Газеты печатали отчеты о праздниках с перечнем фамилий награжденных2.

Вероятно, медаль из коллекции Д. Г. Бурылина получила вызолоченную орденоподобную оправу как признание высокого значения этой ученической награды.

В собрании польских медалей ОНГЭ хранятся две серебряные медали «Diligentiae» и две бронзовые, очевидно новоделы. Они внесены в каталог как кадетские медали со ссылкой на труд Рачинского, издававшийся в 1838—1843 гг., где эта медаль фигурирует с таким определением3. Позднее в работе Т. Липинского, посвященной добавлениям и поправкам к труду Е. Рачинского, сообщается о расширении сферы награждения этой медалью. В труде Х. Садовского об орденах и почетных знаках Польши, издававшемся в Варшаве в 1903—1907 гг., автор приводит любопытные архивные документы и газетные сообщения, касающиеся раздачи медалей ученикам. Он также сообщает, что медали чеканились на Варшавском монетном дворе и штемпели для них резал Ян Филипп Хольцхейзер, известный саксонский медальер, придворный гравер Станислава Августа. Эту точку зрения на авторство медали не оспаривает и польский ученый из Вроцлава доктор А. Венцек, исследователь творчества Я. Ф. Хольцхейзера, опубликовавший в 1993 г. монографию, посвященную этому медальеру4.

Традиция награждения медалями «Diligentiae» сохранялась в начале XIX в. в учебных заведениях Виленского учебного округа5.

Второй знак был определен при просмотре описаний знаков периода Великой французской революции в каталоге музея Парижского монетного двора6. Оказалось, что одно из них совпадает с овальным знаком бурылинской коллекции, выполненным из золоченой бронзы, в центральной части которого на выпуклом кружке синей эмали белыми буквами нанесена надпись: «La loi» (закон). Кружок с надписью обрамлен расходящимися от него лучами7. Согласно приведенному в упомянутом каталоге определению, этот знак был установлен в декабре 1791 г. и просуществовал до апреля 1793 г.; его надевали военные судьи при исполнении ими служебных обязанностей. Знак носили на груди на трехцветной ленте.

Необходимо отметить, что этот знак не был представлен в альбомах, выпущенных в начале XIX в. во Франции и посвященных обзору памятников нумизматики периода революции8.

В небольшую, но состоящую из подлинных редкостей коллекцию знаков революционной Франции был включен еще один раритет.

Примечания

1 ОНГЭ. Инв. № ИО-25192. Размер: 73х68 мм. Вес – 38,64. – См. фото на цветных вклейках.

2 Lipiński T. Medale za rządw Stanisława Augusta. S. 3—4; Sadowski H. Ordery I oznaki zaszcytne w Polsce. Cz. II. Warszawa, 1907. S. 118, 125—126.

3 Raczńyski E. Gabinet medalw polskich, oratych ktre się dziejw Polski tyczą z czasw panowania Stanisława Augusta. T. IV. Wrocław, 1843. № 493. S. 17—18.

4 Lipiński T. Указ. соч.; Sadowski H. Указ. соч.; Więcek A. Jan Filip Holzhaeusser (1741—1792) nadworny medalier krla Stanisława Augusta Poniatowskiego. Warszawa, 1993.

5 Грималаускайте Д. Нумизматика в учебных заведениях на территории Виленского (Белорусского) учебного округа в XIX в. // XVI ВНК. СПб., 2011. С. 248.

6 Ordres de chevalerie et recompenses nationals. Paris, 1956.

7 ОНГЭ. Инв. № ИО-25183. Размер: 44х69 мм.  – См. фото на цветных вклейках.

8 Henin, 1826$ Tresor de la numismatique et de gliptique. Medaille de la Revolution Francaise, 1836.

 

© М. А. Добровольская

© Государственный Эрмитаж


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014