А. А. Полякова
(Ивановский государственный историко-краеведческий
музей имени Д. Г. Бурылина)

«ВЫДАТЬ ВРЕМЕННО…»
(К истории перемещения коллекций
и отдельных предметов собрания
Д. Г. Бурылина в 1920—40-е гг.)

С середины 1920-х годов Иваново-Вознесенский губернский, а затем – Ивановский областной музей начал осуществлять временную выдачу музейных предметов различным сторонним учреждениям. Среди общего перечня организаций, получавших музейные предметы, доминировали, прежде всего, учреждения культуры и образования.

Документы периода конца 1920-х – начала 1930-х годов, на основании которых передавались музейные предметы, как правило, носили форму расписок.

В ходе изучения документов временной выдачи музейных предметов рассматриваемого периода было установлено, что в них не всегда делалась отметка о возврате в фонды, как и не всегда отслеживались сроки возврата. Это послужило одной из причин утраты предметов бурылинских коллекций. Некоторые из коллекций, равно как и отдельные предметы, выданные во временное пользование, спустя годы переходили в собственность получивших их учреждений. Ярким примером в этом плане является история рукописного фонда ученого А. Т. Болотова, выданного Институту знаний при Академии наук в 1932 году. О судьбе фонда вспомнили в 1950-х годах в связи с проводимой в музее инвентаризацией.

Научно-исследовательская работа по установлению истории перемещения музейных коллекций и отдельных предметов, выданных во временное пользование в 1920—40-х годах, осуществлялась в рамках реализации грантового проекта «“Я надеюсь, что это пригодится...” (Д. Г. Бурылин)», поддержанного Благотворительным фондом В. Потанина и Ассоциацией менеджеров культуры. Исследование по данной теме проводилось впервые за все время существования музея. Итоги этой работы позволили приоткрыть завесу над доселе неизвестной страницей истории музейного собрания.

В числе первых временных выдач музейных предметов 1 апреля 1926 года городской театр получил «...статуэтки, иконы в серебряной ризе, кинжал, кувшин, посох, братину, медальоны царского дома и др.». Предметы передавались для театральной постановки. В конце апреля 1926 года большая часть предметов была возвращена в музей, за исключением иконы, книги Четьи-минеи и медальонов. В октябре 1926 года театру было выдано 15 винтовок иностранного производства. Музей выдавал предметы и для театральных постановок фабричных клубов. 19 октября 1930 года представитель Народного дома при Ивановском отделе народного образования т. Оригинский получил по расписке от музея голубой шелковый и туркестанский халаты, а в декабре того же года – «во временное пользование драматическим театром два пистолета старинного образца».

Театральные учреждения города активно использовали предметы коллекции оружия музея в своих постановках. Театр Базы Нардома при Ивановском областном театральном объединении был одним из самых активных пользователей музейных предметов. Так, 26 апреля 1932 года для постановки пьесы «Лес» директор театра обратился с просьбой о выдаче стреляющего (!) дуэльного пистолета. 18 апреля 1932 года представителю Народного дома было передано по расписке 7 шашек без ножен. В октябре 1933 года Ивановскому областному драматическому театру для постановки пьесы «Интервенция» были временно выданы 4 кинжала.

Во второй половине 1930-х годов практика выдачи предметов для театральных постановок была продолжена. Так, по акту от 30 сентября 1938 года Ивановскому областному драматическому театру для пьесы «Честь» были выданы 8 кинжалов; 21 декабря 1938 года овощесовхозу для постановки антирелигиозного спектакля – 3 предмета: епитрахиль, риза, стихарь (все предметы были возвращены); 7 апреля 1939 года театру музкомедии – кубки, кувшин, ножны от сабель (3.05.1940 г. предметы были возвращены); 9 апреля 1939 года театру музыкальной комедии – 5 сабель (3.05.1940 г. все предметы были возвращены).

Ивановский музей осуществлял временную выдачу предметов в различные музеи страны. В сентябре – ноябре 1926 года состоялись передачи музейных предметов историко-бытовому отделу Государственного Русского музея для организации выставки «Труд и быт крепостных» в Фонтанном доме Шереметевых. На выставку было отправлено 79 предметов: образцы набоек, выбоек местных фабрик, скатерти, платки, рисунки для набойных досок, товарные ярлыки, рецептурные книжки, образцы набойных досок, молотков, а также портреты членов семьи фабриканта Гарелина. Факт передачи предметов из провинциального музея одному из центральных музеев страны свидетельствовал об уровне коллекционного собрания Д. Г. Бурылина, его известности в культурной сфере. 5 сентября 1928 года представитель московского Толстовского музея П. А. Левин получил во временное пользование гипсовую скульптуру Л. Н. Толстого (эскиз памятника) неизвестного художника (числящуюся в инвентаре художественного отдела губернского музея под № 282).

По акту от 1 июня 1930 года Ленинградскому музею дворянского быта были переданы 15 экземпляров дублетных образцов набоек иваново-вознесенских фабрик Гарелина, Зубкова, И. М. Ямановского, других текстильных предприятий России и зарубежных стран. Среди выданных предметов были: набойки черной масляной краской по грубому домашнему холсту, набойка синей масляной краской по домашнему холсту, мареновая набойка по ручному бухарскому миткалю Е. И. Грачева, набойка заварными красками И. М. Ямановского и др.

В октябре 1932 года из Ивановского музея в Государственный Эрмитаж были переданы во временное и постоянное пользование 89 образцов мебельных, бумажных тканей Иваново-Вознесенска, Москвы, а также несколько набивных платков, посвященных 300-летию дома Романовых и юбилею Отечественной войны 1812 года. На основании отношения Костромского музея от 7 апреля 1933 года за № 98, Ивановский областной музей выделил для пополнения художественного отдела 10 живописных работ:

1. Н. П. Богданов-Бельский. «Хаар».

2. И. К. Айвазовский. «В горах».

3. А. Риццони. «Кардинал».

4. Ю. Ю. Клевер. «Болото в лесу».

5. Ф. А. Малявин. «Крестьянская девушка».

6. К. Клодт. «Летний вечер».

7. К. В. Лемох. «Крестьянские дети».

8. С. А. Коровин. «На миру».

9. П. А. Сведомский. «В катакомбах» (эскиз).

10. Н. К. Пимоненко. «Встреча».

Работы передавались временно на 1 год.

В апреле 1934 года в рамках межмузейного обмена Останкинскому музею были переданы следующие предметы из текстильного фонда: 7 образцов набоек, 4 набойные доски, набойный молоток и 3 портрета фабрикантов Гарелиных. Следует отметить, что музеи страны, получавшие предметы из Ивановского музея, выражали благодарность и признательность за передаваемые им предметы. Письма со словами благодарности приходили из музея «Усадьба Останкино», Ростовского музея, других музеев страны.

В июне 1941 года музей подготовил предметы для передачи на выставку, посвященную жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Предметы предполагалось передать во временное пользование Всесоюзному Лермонтовскому выставочному комитету. Акт о выдаче был подписан 18 июня 1941 года. На выставку планировалось передать:

– «Вид Кавказского города» – картина работы М. Ю. Лермонтова.

– Портрет П. И. Петрова. Неизвестный художник.

– Письмо М. Ю. Лермонтова дядюшке П. И. Петрову от 1 февраля 1838 года с приписками Е. Арсеньевой и М. Шан Гирей на двух листах.

– Списки стихотворений М. Лермонтова («На смерть Пушкина» и «Последнее новоселье»), выполненные рукой неизвестного лица на четырех листах.

Судьба предметов неизвестна.

В рассматриваемый период истории музей осуществлял выдачу предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для оформления интерьеров городских учреждений и организаций. В апреле 1932 года жилищное управление Ивановского отдела коммунального хозяйства обратилось в музей с просьбой о выделении «трех штук картин» для временного оформления общежития иностранных специалистов, работающих в городе Иваново. По акту от 24 марта 1933 года Дому инженерно-технических работников были переданы сроком на полгода 17 живописных работ, которые были возвращены музею только через 2 года. 26 сентября 1935 года в Ивановский облисполком были переданы 3 скульптуры: «Купальщица» (скульптура железная) и 2 бронзовые (мужчина и женщина).

Так как все музеи страны в этот период находились в подчинении Народного комиссариата просвещения, музейные предметы активно использовались в учебных целях. Не являлось исключением и положение в Ивановской области. В январе 1928 года в музей с просьбой о выделении мольбертов и подобных предметов, «не имеющих музейного значения», обратился Иваново-Вознесенский филиал Общества художников Революционной России. Предметы предполагалось использовать в работе художественных курсов.

10 мая 1929 го-да музей направил семилетней школе № 6 Иваново-Вознесенска в качестве школьных пособий 7 статуэток Будды, выполненных из бронзы, меди, свинца, а также череп слона. В расписке было указано, что выданные школе предметы не представляли музейного значения.

В 1933 году Ивановскому химико-технологическому (колористическому) техникуму на продолжительный срок были выданы 3 образца «разрозненных колодок ручных набойных манер» из запасного фонда музея. Эти предметы использовались «для лекционных демонстраций при чтении спецкурсов». В январе и феврале 1934 года Художественно-педагогическому техникуму в качестве учебных пособий были отправлены 39 предметов: вазы, фрагменты капителей, фризов. 2 апреля 1936 года художественной школе были выданы гипсовые лепные орнаменты (19 экз.) и 1 гипсовая ваза. 27 октября 1937 года школе № 49 были переданы манерные доски и железный светец; 22 апреля 1939 года кружку ИЗО Дворца пионеров – 3 картины из собрания музея, в том числе работа Л. Ф. Лагорио «Раннее утро»; 25 октября 1940 года Дому пионеров – модель ситцепечатной машины.

В 1930-х годах предметы из музейных фондов передавались не только учреждениям культуры и образования. Так, в 1935 году две живописные работы были выданы Ивановскому аэроклубу. 2 апреля 1934 года кирпичному заводу № 4 г. Иваново были переданы 5 предметов церковного культа, которые использовались на антирелигиозных мероприятиях. Но возврат музейных предметов необоснованно задерживался, и музею пришлось обратиться в суд. В дальнейшем музей неоднократно осуществлял передачи предметов культа различным учреждениям, занимающимся антирелигиозной пропагандой. Так, 22 ноября 1935 года Ивановскому драмтеатру был передан киот с тремя иконами, шкаф-подставка для киота, а 25 ноября 1935 года – 9 «деревянных икон».

В 1939 году в Иванове был организован Антирелигиозный музей. На протяжении 1939—1941 годов осуществлялась выдача предметов для этого музея, включавшая в себя самый широкий спектр – от костей мамонта и предметов археологии до живописных работ.

В летний период музей осуществлял выдачу предметов для передвижных выставок, создаваемых в парках города. Как правило, для передвижек использовался плоскостной материал – фотографии, изредка произведения живописи.

С началом войны и в связи с подготовкой музея к эвакуации выдача музейных предметов была приостановлена. Но в 1942 году практика временной выдачи была возобновлена, правда в единичных случаях. 26 мая 1942 года столовой № 22 было выдано 8 картин и 2 скульптуры «для оформления помещения общепита».

С начала войны практически все временные выдачи затрагивали в основном предметы, поступившие в музей уже в советское время (как правило, после 1924 года). Так, в августе 1943 года Военно-морскому училищу были переданы 8 картин, среди них: «Пионеры у костра», «Сталин – друг колхозников» художника Кортыгина, «Физкультурница» художника Секирина и др. 7 октября 1944 года работниками Ивановского областного краеведческого музея был составлен акт о том, что эвакуированное военно-морское училище, выехавшее из Иванова, не возвратило 3 картины, взятые им по акту от 20 августа 1943 года.

Но среди временных выдач 1943 года были и выдачи предметов из коллекций Д. Г. Бурылина. Так, 9 июня 1943 года для экспонирования на выставке в школе № 13 города Иваново были переданы печатные патриотические лубочные картины, относящиеся к истории Первой мировой войны.

В 1944 году была продолжена выдача предметов из бурылинских коллекций во временное пользование различным организациям города. 27 января 1944 года областному драматическому театру были выданы 13 литографий и гравюр для постановки спектакля «Горе от ума». На литографиях представлены портреты великих князей, генерала Красовского, Витгеншейна, князя А. Куракина и др.

Определенный интерес представляют и формулировки временных передач музейных предметов. Так, 1 марта 1944 года для оформления школы № 22 были переданы 8 картин с пометой: «в порядке шефства». 7 февраля 1944 года из фондов музея областному отделу народного образования был передан кубок кавказской работы, инкрустированный серебряным орнаментом. Кубок предназначался для премирования школьных спортивных групп и позднее был списан как предмет, не имеющий краеведческого значения.

В 1945 году в связи с обращением общины Преображенской церкви г. Иваново, Ивановский областной краеведческий музей передал Преображенской церкви более сорока принадлежащих музею предметов культа, которые были вручены представителю общины верующих Боровкову в июле 1945 года «как не имеющие музейной ценности». Среди переданных предметов были одеяния священников, предметы для выполнения различных обрядов, в том числе и из серебра.

С конца 1940-х годов случаи невозврата выданных во временное пользование музейных предметов постепенно сходят на нет.

В середине 1950-х годов, с началом  работы по инвентаризации музейных фондов, выяснилось, что часть коллекций и предметов, выданных во временное пользование организациям и учреждениям, не сохранилась. Так, в июне 1955 года Ивановский аэроклуб ДОСААФ на запрос музея о возврате музейных предметов ответил, что «указанных в запросе картин Болоньи “Турин” и скульптуры “Собака и улитка” в аэроклубе в наличии нет и по учетным данным не числится. Разобраться по существу вопроса не имеем возможности, так как людей, работающих с 1934 года (когда были выданы предметы), в аэроклубе нет». 19 июня 1955 года директор областного драматического театра Соловьева в ответ на отношение музея о возврате предметов сообщила, что, так как Ивановский областной драматический театр был организован осенью 1933 года, расписки о временной выдаче от 1926—1927 годов и вплоть до 1933 года дирекцией театра не признаются.

Но научно-исследовательская работа по выявлению истории перемещения музейных предметов из собрания Д. Г. Бурылина, выданных различным учреждениям и организациям во временное пользование, продолжается. Результаты этой сложной, кропотливой работы позволят внести свою лепту в восстановление всей полноты картины судьбы культурного наследия мецената.

Примечания

При проведении научно-исследовательской работы по данной теме были использованы документы сектора учета отдела фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина:

1. Фонды Ивановского областного музея. Документы на предметы, выданные во временное пользование посторонним лицам и организациям, а также для выставок вне музея. 1924—1939 гг. Д. 85.

2. Фонды Ивановского областного музея. Документы на предметы, выданные во временное пользование посторонним лицам и организациям, а также для выставок вне музея. 1939—1948 гг. Д. 85.

3. Документы (акты, расписки, проч.) на порчу, списание и передачу в постоянное пользование разным учреждениям и лицам. 1932—1935 гг. Д. 32.

4. Документы (акты, расписки, проч.) на порчу, списание и передачу в постоянное пользование разным учреждениям и лицам. 1936—1940 гг. Д. 33.

 

© А. А. Полякова

«Древности и редкости» Д. Г. Бурылина

В начале ХХ века Музей промышленности и искусства в г. Иваново-Вознесенске по праву считался одним из лучших музеев провинциальной России. Его основателем был иваново-вознесенский фабрикант, коллекционер, меценат и просветитель Дмитрий Геннадьевич Бурылин.

Время формирования коллекций и создание уникального музея (конец XIX – начало XX века) было пронизано духом общеевропейской идеи народного просвещения. Не избежал влияния этой идеи и Д. Г. Бурылин, что проявилось в многообразии его коллекционного собрания – от предметов этнографии до произведений живописи, от античности до современности. Это было благородным стремлением мецената открыть для жителей родного города мир во всех его проявлениях. И создавая музей, Д. Г. Бурылин попытался приблизить богатство мировой культуры к русской провинции.

У истоков собрания «древностей и редкостей» Д. Г. Бурылина были коллекции старопечатных книг и старинных монет, составленные его дедом – Диодором Андреевичем Бурылиным.

Эти коллекции Диодор Бурылин называл «сокровищами» и бережно хранил в особом помещении своего дома. Внук Дмитрий с большим интересом рассматривал их, внимательно слушая рассказы деда о собранных им вещах. Но коллекции Диодора Бурылина, не покидая стен родового дома, оставались доступными вниманию лишь его близких родственников. Бабушка Евдокия Михайловна, заметив тягу внука к коллекционированию, после трагической гибели Диодора Андреевича в 1860 году, в 1864 году передала Дмитрию все дедовы «редкости».

Увлекшись коллекционированием, Дмитрий Геннадьевич значительно пополнил собрание «сокровищ» Д. А. Бурылина. В 1885 году, когда Дмитрию Геннадьевичу исполнилось 33 года, в его только нумизматической коллекции насчитывалось около 100 тысяч монет, орденов и медалей XVI—XIX веков из 236 государств и городов. В цокольном этаже дома Бурылиных также хранилось множество книг, старинных и редких вещей.

В этот период Д. Г. Бурылин начинает понимать, что его коллекционное собрание переросло границы дома, и испытывает страстное желание сделать свои «древности и редкости» открытыми и доступными как можно большему количеству людей.

Уникальная коллекция «древностей и редкостей», собранная Д. Г. Бурылиным, стала достаточно известной в России еще до того, как в 1914 году в г. Иваново-Вознесенске открылся Музей промышленности и искусства. Д. Г. Бурылин представлял широкой публике свои коллекции на выставках не только в родном городе, но и в других городах Российской империи и за рубежом.

Впервые коллекции Д. Г. Бурылина были продемонстрированы на выставках в Москве, устроенных в 1887—1888 годах Императорским Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Позднее Д. Г. Бурылин со своими коллекциями принял участие на Среднеазиатской выставке в Москве в 1891 году, на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году, посвященной 400-летию открытия Америки. В 1896 году Д. Г. Бурылин представил старинные ивановские набивные ткани на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Образцы тканей привлекли внимание императора Николая II, с интересом знакомившегося с достаточно большой экспозицией, развернутой в ярмарочной столице России.

В Иваново-Вознесенске выставки коллекций Д. Г. Бурылина организовывались несколько раз, наиболее крупные из них прошли в 1903, 1905, 1908 и 1912 годах. Часть выставок давала представление о собрании в целом, часть затрагивала отдельные коллекции, например оружие или нумизматику.

Одной из самых значительных по числу представленных коллекций и предметов была «Выставка древностей и редкостей из собрания Д. Г. Бурылина», которая проходила с 9 по 21 апреля 1903 года и размещалась в здании Иваново-Вознесенской женской профессиональной школы на ул. Покровской (ныне – ул. 10 Августа).

Выставка демонстрировала самые различные коллекции – от предметов античности до предметов быта народов мира. Была представлена коллекция масонских знаков и книг – более 200 предметов. В Русском отделе экспонировалась большая коллекция образцов ситцев начиная с XVIII века. Здесь же был выставлен «Диплом на золотую медаль за коллекцию ситцев и масонских вещей» с Петербургской выставки. Всего к началу работы этой выставки Д. Г. Бурылин имел уже 3 золотые медали за представленные им ранее коллекции. Сбор от продажи билетов на выставку был направлен исключительно на благотворительные цели – для Иваново-Вознесенской женской профшколы и Шуйского детского приюта.

Весной 1905 года новая выставка «древностей и редкостей» была устроена непосредственно в самом доме Д. Г. Бурылина (ныне это здание, в котором размещается экспозиция Музея ивановского ситца). Она также носила благотворительный характер. Средства, вырученные от продажи билетов, были направлены организаторами выставки на материальную поддержку семей солдат, пострадавших во время Русско-японской войны 1904—1905 годов.

Дмитрий Геннадьевич никогда никому не отказывал в просьбах о показе его коллекций на различных выставках. Так, в сентябре 1908 года, когда в Иваново-Вознесенске торжественно отмечалось десятилетие местного общества охоты, он по просьбе этого общества предоставил для экспонирования свою коллекцию оружия.

Весной 1912 года в здании Иваново-Вознесенской женской профшколы прошла новая выставка коллекций Д. Г. Бурылина. Она также носила благотворительный характер. Дмитрий Геннадьевич предложил, чтобы выручка от продажи билетов была направлена на борьбу с чахоткой – профессиональной болезнью текстильщиков. Он взял на себя все расходы по устройству данной выставки. По итогам ее работы на благотворительные цели было направлено около полутора тысяч рублей.

В 1912 году исполнилось сто лет промышленной и общественной деятельности купеческого рода Бурылиных. Эту дату Дмитрий Геннадьевич решил ознаменовать началом строительства специального здания для музея. Городская дума и управа разрешили строительство на земле Николая Геннадьевича и Дмитрия Геннадьевича Бурылиных, не возражая и против сооружения тоннеля, который должен был соединить родовой дом Бурылиных с музеем.

25 августа 1912 года состоялась закладка специального здания для музея, которое строилось по проекту художника-архитектора Павла Алексеевича Трубникова. Работы проходили в очень напряженной финансовой обстановке. Брат Дмитрия Геннадьевича, Николай, настоятельно рекомендовал отложить строительство хотя бы на год из-за трудностей в торговых делах. Не были подготовлены и все необходимые материалы.

Несмотря на то что строительство здания еще продолжалось, с октября 1914 года музей был открыт для организованных посетителей. Часть помещений Д. Г. Бурылин сдал в аренду Иваново-Вознесенской школе рисования – филиалу Санкт-Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица. Дмитрий Геннадьевич был почетным попечителем школы и надеялся, что ученики используют собранные им экспонаты для своего образования.

26 декабря 1914 года состоялось торжественное открытие музея.

В проекте устава музея было записано, что его целью является оказание «содействия развитию местной промышленности путем ознакомления с собранием образцов ситценабивного дела, от первоначальных набоек до новейших товаров как местного, так и иностранного производства, ознакомление с научными и практическими сведениями по ситценабивному делу; служить искусству, заботясь о сохранении и дополнении собрания памятников русской и иностранной художественной старины и новейших образцов искусства, а также способствовать в обществе любви к искусству путем распространения сведений о нем и его задачах».

В здании музея Бурылин разместил книгохранилище, отделы греческих, римских и египетских древностей, Дальнего Востока, русской бытовой старины, мануфактурный отдел, картинную галерею. В одном из лучших залов он организовал библиотеку и читальный зал, на содержание которых пожертвовал от себя и от жены значительную сумму.

Дмитрий Геннадьевич хорошо понимал, что уникальные музейные коллекции требуют изучения, систематизации и подробного описания. Между тем, с 1892 по 1914 год в музее был только один постоянный работник – хранитель книг Н. И. Тарабукин, погибший на фронте в 1915 году.

Поэтому Бурылин для изучения и описания экспонатов стал приглашать ученых специалистов. Неоднократно в бурылинский музей приезжал член Императорского Российского общества естествознания, антропологии и этнографии, член Британского королевского азиатского общества Н. Н. Колобашкин. В музее он несколько месяцев работал над описанием коллекций предметов быта и оружия стран Востока, а также коллекции предметов буддийского культа, аналогов которой не было в дореволюционной России.

Ученый секретарь Московского императорского исторического музея И. А. Тарабарин, который работал в музее над описанием собрания Библий, восхищенно сообщал Бурылину: «Мы уже в этом году с женой ездили в Псков, побывали там в музее О. М. Плюшкина, много у него есть хорошего, но Ваше собрание Библий остается единственным во всей России, даже в Риге, Ревеле, Юрьеве, где мы тоже этим летом были, подобно Вашему не нашли».

К сожалению, большинство экспонатов богатейших коллекций музея при жизни Д. Г. Бурылина не были изучены и о них не осталось никаких записей.

Д. Г. Бурылина никогда не покидало беспокойство о дальнейшей судьбе коллекции, так как музей требовал больших средств и настоящей профессиональной работы. Помощи от городской управы не было, хотя еще в 1896 году в своем завещании Д. Г. Бурылин писал: «Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием нашего родного города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)».

События, последовавшие за революцией 1917 года, все изменили. В 1919 году музей был национализирован. Произошло кардинальное изменение направления его экспозиционно-выставочной деятельности, были закрыты коллекционные экспозиции. Музей получил краеведческую направленность, а многие коллекции, собранные Д. Г. Бурылиным, на несколько десятилетий были преданы забвению или изъяты государством.

После национализации музея в 1919 году целостность коллекций была нарушена: практика передачи в другие музеи бурылинских предметов существовала на протяжении всего советского периода. Коллекция распространилась географически очень широко. Это создает в нашем сознании образ «расширяющейся Вселенной». Локальное собрание Иваново-Вознесенска волею судьбы оказалось в различных музеях России (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей…) и ближнего зарубежья. Фактически коллекция Бурылина превратилась в коллекцию общенационального значения.

Лишь спустя десятилетия личность Д. Г. Бурылина, его вклад в культуру Ивановского края, уникальность собранных им коллекций были по достоинству оценены обществом.

В феврале 1993 года созданное Ивановское государственное объединение историко-краеведческих музеев области получило имя Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В музее была снята драпировка с памятной доски в честь закладки музея.

Разработанная в 2003 году концепция коллекционного музея позволила представить в экспозиционных залах шедевры собрания Д. Г. Бурылина. В период с 2003 года в здании Музея промышленности и искусства была открыта экспозиция коллекционного музея, включавшая в себя залы: «Европейская коллекция», «Арсенал», «Золотая кладовая», «Искусство и время» («Русский отдел»), открыта Библиотека Д. Г. Бурылина.

Сегодня, отдавая дань памяти Д. Г. Бурылину и выполняя его завещание о сохранении единства культурного наследия, Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина предлагает свое решение проблемы разобщенности музейных коллекций – воссоздание единства музейных собраний в виртуальной форме, идя тем самым в русле мировой тенденции сохранения культурного наследия в цифровом формате.

Первым шагом к достижению этой цели стал грантовый проект музея «“Я надеюсь, что это пригодится…” (Д. Г. Бурылин)», поддержанный Благотворительным фондом В. Потанина и Ассоциацией менеджеров культуры. Проект дал возможность обозначить бурылинские коллекции в музеях России и ближнего зарубежья, среди которых – Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока. Проект вводит коллекции в активный научный и экспозиционный оборот, способствует дальнейшему развитию музейного сотрудничества, продолжая диалог о сохранности культурного наследия России.

Реализация этого проекта позволила уточнить границы распространения собрания Д. Г. Бурылина, собрать новую статусную информацию (самодостаточное знание) для нашего музея, вернув восприятие целостности коллекции через ее яркое звучание, и совершить ее «открытие» для общества.

Открытием проекта стало и возвращение имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина в культурную жизнь России. Технологически сам проект является средством пиар-акции личности собирателя, благотворителя и мецената (многократная трансляция информации о Д. Г. Бурылине на широком пространстве музейного сообщества с использованием новейших информационных технологий и т. д.). В ходе проекта личность Д. Г. Бурылина – как представителя стратегической благотворительности – позиционировалась в качестве нового бренда Ивановского края. Обществу предложен «новый» герой, который сможет трансформировать Иваново в город предпринимателей-меценатов.

Процесс постепенного воссоединения бурылинских коллекций будет проходить виртуально – в русле мировой тенденции сохранения культурного наследия в цифровом формате.

Ивановский государственный историко-краеведческий музей обладает всеми возможностями стать в общероссийском масштабе центром по выявлению, сохранению и изучению бурылинского наследия.

Д. Л. Орлов

 

© Д. Л. Орлов

n-a-molchanovaМОЛЧАНОВА Наталья Александровна

Доктор филологических наук, педагог, специалист по поэзии Серебряного века. Родилась 15 апреля 1947 года в г. Энгельсе Саратовской области. В 1970 г. окончила Воронежский государственный университет. В 1884 г. защитила кандидатскую, а в 2002 году докторскую диссертацию на тему «Поэзия К.Д. Бальмонта: проблемы творческой эволюции». В 1884 – 2003 годы работала в Ивановском государственном университете под руководством П. В. Куприяновского, женой которого стала в 1993 году. Автор более 150 публикаций. Наиболее важными для себя  считает книги:   «Поэзия К. Бальмонта 1890–1910-х гг.: проблемы творческой эволюции» (2002);   «"Поэт с утренней душой": Жизнь, творчество, судьба К. Бальмонта» / в соавторстве с П.В. Куприяновским (2003); «К. Бальмонт и его окружение» / в соавторстве с П.В. Куприяновским  (2004); «Всю жизнь хочу создать из света, звука…». Вопросы поэтики лирики   К.Д. Бальмонта (2011). Н.А. Молчанова сейчас является профессором Воронежского университета.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://yepisheva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=75:balmonts-moe-ey&catid=13&Itemid=117

«“Я надеюсь, что это пригодится...” (Д. Г. Бурылин)»

Содержание

«Древности и редкости» Д. Г. Бурылина           4

Из фотоархива Д. Г. Бурылина        11

«Выдать временно...»   

А. А. Полякова. «Выдать временно…» (К истории перемещения коллекций и отдельных предметов собрания Д. Г. Бурылина в 1920—40-е гг.)         14

«Уничтожить за ненадобностью…»

Д. Л. Орлов. «Уничтожить… как не имеющие музейного значения… Передать для реализации». История коллекций Д. Г. Бурылина, признанных «немузейным и ненужным имуществом»     26

Дневник проекта (Д. Л. Орлов)       44

Музеи и библиотеки – хранители культурного наследия Д. Г. Бурылина         63

Высказываются специалисты...

К. Е. Балдин. Д. Г. Бурылин как коллекционер и меценат в культурном пространстве региона      72

Г. С. Смирнов. Лоскутное одеяло Замосковного края: опыт проектирования музейных кварталов в Иваново­Вознесенске   82

М. А. Добровольская. Два памятника фалеристики XVIII в. из коллекции Д. Г. Бурылина в собрании ОНГЭ 90

Л. И. Добровольская. Предметы английского масонства в собрании ОНГЭ   93

Е. С. Щукина. Четыре памятные медали из коллекции Д. Г. Бурылина

в собрании Государственного Эрмитажа          100

М. В. Птиченко. Коллекция Дмитрия Геннадьевича Бурылина
в собрании Государственного музея истории религии
       105

Н. В. Быковская. Античная коллекция Д. Г. Бурылина в фондах Керченского историко­культурного заповедника          115

Р. В. Краснов. Поступление дублетной части коллекции монет из Ивановского областного музея          125

А. В. Полищук. Жетоны и медали из бывшей коллекции Д. Г. Бурылина, поступившие из Ивановского краеведческого музея в собрание Русского музея    128

Н. А. Рыжикова. Коллекция Д. Г. Бурылина в собрании Ивановского художественного музея. Проблемы реконструкции    137

К. П. Яркова, А. С. Сироткин. Основные направления изучения и представления книжного собрания Д. Г. Бурылина в фондах Ивановской областной научной библиотеки     145

Н. Н. Тимошина. К истории формирования собрания нумизматики Д. Г. Бурылина. Переписка Д. Г. Бурылина с известными коллекционерами­нумизматами. Некоторые приобретения и передачи нумизматической коллекции       155

Е. Г. Корнаухова. «Уступая внутреннему влечению к искусству и знанию…»          162

Что дальше…      169

Благодарности     171

 

РОМАНОВ Александр Юрьевич

Литературовед, составитель «Библиографии К.Д. Бальмонта», лауреат Всероссийской литературной премии имени К.Д. Бальмонта 2008 г.

Составитель и комментатор книг:

Венок Бальмонту: Из поэтических посвящений

Константин Бальмонт глазами современников

Автор предисловия к книге 

Дар Земле 

Автор статей в сборниках:

А. Ю. Романов. «КОГДА Я ОТСЮДА УЙДУ БЕЗВОЗВРАТНО…»

Солнечная пряжа : Научно-популярный и литературно-художественный альманахВып. 2.  Вып. 3.  Вып. 4.  Вып. 5.  Вып. 6

Феномен К. Д. Бальмонта в современном культурном пространстве


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014