Л. П. Батырева
О СЛОВАРЕ М. И. ЛИТВИНОВА
«Профессиональная лексика ремесел, промыслов
и кустарных производств Шуйского региона»
Толкованию ремесленной и промысловой лексики посвящен лексикографический труд М. И. Литвинова «Профессиональная лексика ремесел, промыслов и кустарных производств Шуйского региона» (рукопись депонирована в ИНИОН РАН № 48334 16.07.1993 г.). В нем представлены термины разных ремесел и промыслов: овчинно-шубного, кожевенного, скорняжного, бондарного, плотницкого, гончарного, ткацкого (изготовление волосяных сит), щеточного, строчевышивального и лаковой миниатюры.
Автор словаря оперирует понятием Шуйский регион. Он пишет, в частности, что «пределы Шуйского региона, в котором в течение XVI—XIX вв. сложилась определенная экономическая общность, обширны: около половины современной Ивановской обл., ее центр и юго-восточная часть» (с. 2). Шуйский регион, в границах которого М. И. Литвиновым велся поиск лексического материала, включает г. Шую, села и деревни, расположенные в бассейне рек Теза и Уводь, по дороге и вблизи дороги, которая проходит от г. Иваново до с. Пестяки.
Построен словарь следующим образом: все наименования распределяются по микросистемам, каждая из которых соответствует определенному виду кустарного производства; в пределах микросистемы выделяются тематические группы и подгруппы, например, наименования производственных построек, профессии, орудия труда, трудового действия и т. д. Слова в тематических группах и подгруппах располагаются в алфавитном порядке.
Предлагаем далее информацию о том, как построен один из разделов словаря (остальные строятся аналогично) – «Промыслы ситкарей и щеточников» (с. 43—51). (Заметим, что лексика ситкарей, в отличие от лексики других промыслов и ремесел, по мнению М. И. Литвинова, совершенно не фиксировалась исследователями и не нашла отражения в словарях).
Этот раздел, как и все другие, начинается с вводного замечания. Автор словаря сообщает, что «среди ремесел и промыслов, в значительной мере определяющих производственную деятельность в Шуйском регионе, был промысел ситкарей – лиц, занимающихся изготовлением сит» (с. 43). Ссылаясь на работу шуйского купца И. М. Лядова «Рукоделия, ремесла и промыслы жителей Шуйского уезда Владимирской губернии, в 1856 году» (сб. «Труды и исследования кустарных промыслов России». М., декабрь 1896), М. И. Литвинов сообщает, что изготовлением сит в Шуйском уезде была занята Мардасская волость. К середине XIX в. только в деревнях по реке Мардас им занимались около 2 тысяч человек. Промысел этот был распространен, главным образом, среди малоземельных крестьян. Они покупали на рынке нужный им волос и дома на станках изготовляли полотна для сит. Волос мог не покупаться, а браться у купца-волосятника. В этом случае ремесленник-кустарь не продавал изготовленный товар, а сдавал его купцу по установленной цене.
Со 2-й половины XIX в. волосятники и скупщики сит обычно сами не вели торговлю с потребителями, а сдавали продукцию крупным торговцам Москвы, Петербурга, Вологды, Ярославля, Вятки, Польши. В конце XIX – начале XX в. спрос на сита возрос, т. к. они были признаны более качественными в сравнении с польскими, изготовленными из кожи. В ситах нуждались мельницы, пекарни, крахмальные, паточные и масляные заводы. После революции промысел угас.
Изготовление щеток – попутное дело при промысле ситкарей. На щетки шел волос, непригодный для изготовления сит.
Профессиональная лексика ситкарей и щеточников записана М. И. Литвиновым во время бесед с Г. А. Дюжевым,
После этого вводного замечания предлагаются собственно лексические материалы.
Первая из тематических групп, представляющих данный промысел, называется «Волосятник, ситкарь и ситкариха, щеточник». Понятно, что здесь толкуются наименования лиц.
Вторая часть – «Станок ситовый, его детали и оснащение» – включает лексемы станок ситовый, брусок, валёк (верхний и нижний), зазубринка, иголка, коряжка, основа, перебирушка, планка, подножка, станина, трепало (длинное, короткое, легкое, тяжелое), уток, цепок, шишка, шнурок и их толкование.
Третья тематическая группа содержит наименования орудий щеточника – гребёнка, ножницы, пёрка, шаблончик.
Четвертая – «Части щетки, выделяемые в процессе ее изготовления» – включает слова палка, пучок, ручник, струйка.
Пятая – «Сито, виды и разновидности сит» – информирует о том, что существовали мучные и масляные сита, состоявшие из обечайки, обручка, полотенца, полотна. Были известны такие разновидности сит, как мальё – мучные сита малых размеров с частыми полотнами; межеумок – мучное сито средних размеров, обычно с довольно редкими полотнами; режьё – сита больших размеров, полотна которых характеризовались большой частотой, они использовались на мельницах, устанавливались по 3—4 одно под другим, в зависимости от чего назывались либо исподами (это сита самые частые и самых малых размеров, на мельницах по отношению к другим они устанавливались нижними), либо верхами (сита самые редкие самых больших размеров, на мельницах по отношению к другим ситам устанавливались верхними), либо средними (среди режья сита средних размеров и средней частоты, на мельницах по отношению к другим устанавливались средними между верхами и исподами). Существовали также сита одинцы – больших размеров и частые, высокого качества, применявшиеся в булочных и на мельницах для изготовления крупитчатой муки.
В шестой части этого раздела, которая называется «Конский волос, его разновидности и сорта», говорится о том, что волос различался по цвету (черный, красный, белый, седой) и по качеству (хвостовой и гривный).
Седьмая тематическая группа – «Трудовые действия ситкарей» – представлена глаголами, глагольными словосочетаниями и отглагольными существительными брить, вязать шишки, делать основу, делать уток, идти, мыть, опускать основу, поднимать основу, прививать волос, прихлопывать, ситкарить, сновать сито, сушить, ткать сито, тянуть, устав.
В восьмой – «Трудовые действия щеточников» – толкуются лексические единицы вертеть пачки, делать пачки, делать струйки, дергать волос, обстрижка, работать, тянуть волос.
Таков только один раздел словаря, включающий, как видим, объемный и интересный фактический материал и дающий, по сути, всестороннее описание промысла ситкарей и щеточников. И уже он способен убедить нас в том, что исследование М. И. Литвинова «Профессиональная лексика ремесел, промыслов и кустарных производств Шуйского региона» – качественный, квалифицированный труд, который, несомненно, должен быть доступен историкам и лингвистам. Работа, начатая М. И. Литвиновым, может и, несомненно, должна быть продолжена с учетом уже сделанного им.
© Батырева Л.П., 2008