«Древности и редкости» Д. Г. Бурылина
В начале ХХ века Музей промышленности и искусства в г. Иваново-Вознесенске по праву считался одним из лучших музеев провинциальной России. Его основателем был иваново-вознесенский фабрикант, коллекционер, меценат и просветитель Дмитрий Геннадьевич Бурылин.
Время формирования коллекций и создание уникального музея (конец XIX – начало XX века) было пронизано духом общеевропейской идеи народного просвещения. Не избежал влияния этой идеи и Д. Г. Бурылин, что проявилось в многообразии его коллекционного собрания – от предметов этнографии до произведений живописи, от античности до современности. Это было благородным стремлением мецената открыть для жителей родного города мир во всех его проявлениях. И создавая музей, Д. Г. Бурылин попытался приблизить богатство мировой культуры к русской провинции.
У истоков собрания «древностей и редкостей» Д. Г. Бурылина были коллекции старопечатных книг и старинных монет, составленные его дедом – Диодором Андреевичем Бурылиным.
Эти коллекции Диодор Бурылин называл «сокровищами» и бережно хранил в особом помещении своего дома. Внук Дмитрий с большим интересом рассматривал их, внимательно слушая рассказы деда о собранных им вещах. Но коллекции Диодора Бурылина, не покидая стен родового дома, оставались доступными вниманию лишь его близких родственников. Бабушка Евдокия Михайловна, заметив тягу внука к коллекционированию, после трагической гибели Диодора Андреевича в 1860 году, в 1864 году передала Дмитрию все дедовы «редкости».
Увлекшись коллекционированием, Дмитрий Геннадьевич значительно пополнил собрание «сокровищ» Д. А. Бурылина. В 1885 году, когда Дмитрию Геннадьевичу исполнилось 33 года, в его только нумизматической коллекции насчитывалось около 100 тысяч монет, орденов и медалей XVI—XIX веков из 236 государств и городов. В цокольном этаже дома Бурылиных также хранилось множество книг, старинных и редких вещей.
В этот период Д. Г. Бурылин начинает понимать, что его коллекционное собрание переросло границы дома, и испытывает страстное желание сделать свои «древности и редкости» открытыми и доступными как можно большему количеству людей.
Уникальная коллекция «древностей и редкостей», собранная Д. Г. Бурылиным, стала достаточно известной в России еще до того, как в 1914 году в г. Иваново-Вознесенске открылся Музей промышленности и искусства. Д. Г. Бурылин представлял широкой публике свои коллекции на выставках не только в родном городе, но и в других городах Российской империи и за рубежом.
Впервые коллекции Д. Г. Бурылина были продемонстрированы на выставках в Москве, устроенных в 1887—1888 годах Императорским Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Позднее Д. Г. Бурылин со своими коллекциями принял участие на Среднеазиатской выставке в Москве в 1891 году, на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 году, посвященной 400-летию открытия Америки. В 1896 году Д. Г. Бурылин представил старинные ивановские набивные ткани на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Образцы тканей привлекли внимание императора Николая II, с интересом знакомившегося с достаточно большой экспозицией, развернутой в ярмарочной столице России.
В Иваново-Вознесенске выставки коллекций Д. Г. Бурылина организовывались несколько раз, наиболее крупные из них прошли в 1903, 1905, 1908 и 1912 годах. Часть выставок давала представление о собрании в целом, часть затрагивала отдельные коллекции, например оружие или нумизматику.
Одной из самых значительных по числу представленных коллекций и предметов была «Выставка древностей и редкостей из собрания Д. Г. Бурылина», которая проходила с 9 по 21 апреля 1903 года и размещалась в здании Иваново-Вознесенской женской профессиональной школы на ул. Покровской (ныне – ул. 10 Августа).
Выставка демонстрировала самые различные коллекции – от предметов античности до предметов быта народов мира. Была представлена коллекция масонских знаков и книг – более 200 предметов. В Русском отделе экспонировалась большая коллекция образцов ситцев начиная с XVIII века. Здесь же был выставлен «Диплом на золотую медаль за коллекцию ситцев и масонских вещей» с Петербургской выставки. Всего к началу работы этой выставки Д. Г. Бурылин имел уже 3 золотые медали за представленные им ранее коллекции. Сбор от продажи билетов на выставку был направлен исключительно на благотворительные цели – для Иваново-Вознесенской женской профшколы и Шуйского детского приюта.
Весной 1905 года новая выставка «древностей и редкостей» была устроена непосредственно в самом доме Д. Г. Бурылина (ныне это здание, в котором размещается экспозиция Музея ивановского ситца). Она также носила благотворительный характер. Средства, вырученные от продажи билетов, были направлены организаторами выставки на материальную поддержку семей солдат, пострадавших во время Русско-японской войны 1904—1905 годов.
Дмитрий Геннадьевич никогда никому не отказывал в просьбах о показе его коллекций на различных выставках. Так, в сентябре 1908 года, когда в Иваново-Вознесенске торжественно отмечалось десятилетие местного общества охоты, он по просьбе этого общества предоставил для экспонирования свою коллекцию оружия.
Весной 1912 года в здании Иваново-Вознесенской женской профшколы прошла новая выставка коллекций Д. Г. Бурылина. Она также носила благотворительный характер. Дмитрий Геннадьевич предложил, чтобы выручка от продажи билетов была направлена на борьбу с чахоткой – профессиональной болезнью текстильщиков. Он взял на себя все расходы по устройству данной выставки. По итогам ее работы на благотворительные цели было направлено около полутора тысяч рублей.
В 1912 году исполнилось сто лет промышленной и общественной деятельности купеческого рода Бурылиных. Эту дату Дмитрий Геннадьевич решил ознаменовать началом строительства специального здания для музея. Городская дума и управа разрешили строительство на земле Николая Геннадьевича и Дмитрия Геннадьевича Бурылиных, не возражая и против сооружения тоннеля, который должен был соединить родовой дом Бурылиных с музеем.
25 августа 1912 года состоялась закладка специального здания для музея, которое строилось по проекту художника-архитектора Павла Алексеевича Трубникова. Работы проходили в очень напряженной финансовой обстановке. Брат Дмитрия Геннадьевича, Николай, настоятельно рекомендовал отложить строительство хотя бы на год из-за трудностей в торговых делах. Не были подготовлены и все необходимые материалы.
Несмотря на то что строительство здания еще продолжалось, с октября 1914 года музей был открыт для организованных посетителей. Часть помещений Д. Г. Бурылин сдал в аренду Иваново-Вознесенской школе рисования – филиалу Санкт-Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица. Дмитрий Геннадьевич был почетным попечителем школы и надеялся, что ученики используют собранные им экспонаты для своего образования.
26 декабря 1914 года состоялось торжественное открытие музея.
В проекте устава музея было записано, что его целью является оказание «содействия развитию местной промышленности путем ознакомления с собранием образцов ситценабивного дела, от первоначальных набоек до новейших товаров как местного, так и иностранного производства, ознакомление с научными и практическими сведениями по ситценабивному делу; служить искусству, заботясь о сохранении и дополнении собрания памятников русской и иностранной художественной старины и новейших образцов искусства, а также способствовать в обществе любви к искусству путем распространения сведений о нем и его задачах».
В здании музея Бурылин разместил книгохранилище, отделы греческих, римских и египетских древностей, Дальнего Востока, русской бытовой старины, мануфактурный отдел, картинную галерею. В одном из лучших залов он организовал библиотеку и читальный зал, на содержание которых пожертвовал от себя и от жены значительную сумму.
Дмитрий Геннадьевич хорошо понимал, что уникальные музейные коллекции требуют изучения, систематизации и подробного описания. Между тем, с 1892 по 1914 год в музее был только один постоянный работник – хранитель книг Н. И. Тарабукин, погибший на фронте в 1915 году.
Поэтому Бурылин для изучения и описания экспонатов стал приглашать ученых специалистов. Неоднократно в бурылинский музей приезжал член Императорского Российского общества естествознания, антропологии и этнографии, член Британского королевского азиатского общества Н. Н. Колобашкин. В музее он несколько месяцев работал над описанием коллекций предметов быта и оружия стран Востока, а также коллекции предметов буддийского культа, аналогов которой не было в дореволюционной России.
Ученый секретарь Московского императорского исторического музея И. А. Тарабарин, который работал в музее над описанием собрания Библий, восхищенно сообщал Бурылину: «Мы уже в этом году с женой ездили в Псков, побывали там в музее О. М. Плюшкина, много у него есть хорошего, но Ваше собрание Библий остается единственным во всей России, даже в Риге, Ревеле, Юрьеве, где мы тоже этим летом были, подобно Вашему не нашли».
К сожалению, большинство экспонатов богатейших коллекций музея при жизни Д. Г. Бурылина не были изучены и о них не осталось никаких записей.
Д. Г. Бурылина никогда не покидало беспокойство о дальнейшей судьбе коллекции, так как музей требовал больших средств и настоящей профессиональной работы. Помощи от городской управы не было, хотя еще в 1896 году в своем завещании Д. Г. Бурылин писал: «Означенное собрание впоследствии должно быть достоянием нашего родного города Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено (приобреталось оно с большой нуждой и трудами)».
События, последовавшие за революцией 1917 года, все изменили. В 1919 году музей был национализирован. Произошло кардинальное изменение направления его экспозиционно-выставочной деятельности, были закрыты коллекционные экспозиции. Музей получил краеведческую направленность, а многие коллекции, собранные Д. Г. Бурылиным, на несколько десятилетий были преданы забвению или изъяты государством.
После национализации музея в 1919 году целостность коллекций была нарушена: практика передачи в другие музеи бурылинских предметов существовала на протяжении всего советского периода. Коллекция распространилась географически очень широко. Это создает в нашем сознании образ «расширяющейся Вселенной». Локальное собрание Иваново-Вознесенска волею судьбы оказалось в различных музеях России (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей…) и ближнего зарубежья. Фактически коллекция Бурылина превратилась в коллекцию общенационального значения.
Лишь спустя десятилетия личность Д. Г. Бурылина, его вклад в культуру Ивановского края, уникальность собранных им коллекций были по достоинству оценены обществом.
В феврале 1993 года созданное Ивановское государственное объединение историко-краеведческих музеев области получило имя Дмитрия Геннадьевича Бурылина. В музее была снята драпировка с памятной доски в честь закладки музея.
Разработанная в 2003 году концепция коллекционного музея позволила представить в экспозиционных залах шедевры собрания Д. Г. Бурылина. В период с 2003 года в здании Музея промышленности и искусства была открыта экспозиция коллекционного музея, включавшая в себя залы: «Европейская коллекция», «Арсенал», «Золотая кладовая», «Искусство и время» («Русский отдел»), открыта Библиотека Д. Г. Бурылина.
Сегодня, отдавая дань памяти Д. Г. Бурылину и выполняя его завещание о сохранении единства культурного наследия, Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д. Г. Бурылина предлагает свое решение проблемы разобщенности музейных коллекций – воссоздание единства музейных собраний в виртуальной форме, идя тем самым в русле мировой тенденции сохранения культурного наследия в цифровом формате.
Первым шагом к достижению этой цели стал грантовый проект музея «“Я надеюсь, что это пригодится…” (Д. Г. Бурылин)», поддержанный Благотворительным фондом В. Потанина и Ассоциацией менеджеров культуры. Проект дал возможность обозначить бурылинские коллекции в музеях России и ближнего зарубежья, среди которых – Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока. Проект вводит коллекции в активный научный и экспозиционный оборот, способствует дальнейшему развитию музейного сотрудничества, продолжая диалог о сохранности культурного наследия России.
Реализация этого проекта позволила уточнить границы распространения собрания Д. Г. Бурылина, собрать новую статусную информацию (самодостаточное знание) для нашего музея, вернув восприятие целостности коллекции через ее яркое звучание, и совершить ее «открытие» для общества.
Открытием проекта стало и возвращение имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина в культурную жизнь России. Технологически сам проект является средством пиар-акции личности собирателя, благотворителя и мецената (многократная трансляция информации о Д. Г. Бурылине на широком пространстве музейного сообщества с использованием новейших информационных технологий и т. д.). В ходе проекта личность Д. Г. Бурылина – как представителя стратегической благотворительности – позиционировалась в качестве нового бренда Ивановского края. Обществу предложен «новый» герой, который сможет трансформировать Иваново в город предпринимателей-меценатов.
Процесс постепенного воссоединения бурылинских коллекций будет проходить виртуально – в русле мировой тенденции сохранения культурного наследия в цифровом формате.
Ивановский государственный историко-краеведческий музей обладает всеми возможностями стать в общероссийском масштабе центром по выявлению, сохранению и изучению бурылинского наследия.
Д. Л. Орлов
© Д. Л. Орлов