А. А. Полякова
(Ивановский государственный историко-краеведческий
музей имени Д. Г. Бурылина)

«ВЫДАТЬ ВРЕМЕННО…»
(К истории перемещения коллекций
и отдельных предметов собрания
Д. Г. Бурылина в 1920—40-е гг.)

С середины 1920-х годов Иваново-Вознесенский губернский, а затем – Ивановский областной музей начал осуществлять временную выдачу музейных предметов различным сторонним учреждениям. Среди общего перечня организаций, получавших музейные предметы, доминировали, прежде всего, учреждения культуры и образования.

Документы периода конца 1920-х – начала 1930-х годов, на основании которых передавались музейные предметы, как правило, носили форму расписок.

В ходе изучения документов временной выдачи музейных предметов рассматриваемого периода было установлено, что в них не всегда делалась отметка о возврате в фонды, как и не всегда отслеживались сроки возврата. Это послужило одной из причин утраты предметов бурылинских коллекций. Некоторые из коллекций, равно как и отдельные предметы, выданные во временное пользование, спустя годы переходили в собственность получивших их учреждений. Ярким примером в этом плане является история рукописного фонда ученого А. Т. Болотова, выданного Институту знаний при Академии наук в 1932 году. О судьбе фонда вспомнили в 1950-х годах в связи с проводимой в музее инвентаризацией.

Научно-исследовательская работа по установлению истории перемещения музейных коллекций и отдельных предметов, выданных во временное пользование в 1920—40-х годах, осуществлялась в рамках реализации грантового проекта «“Я надеюсь, что это пригодится...” (Д. Г. Бурылин)», поддержанного Благотворительным фондом В. Потанина и Ассоциацией менеджеров культуры. Исследование по данной теме проводилось впервые за все время существования музея. Итоги этой работы позволили приоткрыть завесу над доселе неизвестной страницей истории музейного собрания.

В числе первых временных выдач музейных предметов 1 апреля 1926 года городской театр получил «...статуэтки, иконы в серебряной ризе, кинжал, кувшин, посох, братину, медальоны царского дома и др.». Предметы передавались для театральной постановки. В конце апреля 1926 года большая часть предметов была возвращена в музей, за исключением иконы, книги Четьи-минеи и медальонов. В октябре 1926 года театру было выдано 15 винтовок иностранного производства. Музей выдавал предметы и для театральных постановок фабричных клубов. 19 октября 1930 года представитель Народного дома при Ивановском отделе народного образования т. Оригинский получил по расписке от музея голубой шелковый и туркестанский халаты, а в декабре того же года – «во временное пользование драматическим театром два пистолета старинного образца».

Театральные учреждения города активно использовали предметы коллекции оружия музея в своих постановках. Театр Базы Нардома при Ивановском областном театральном объединении был одним из самых активных пользователей музейных предметов. Так, 26 апреля 1932 года для постановки пьесы «Лес» директор театра обратился с просьбой о выдаче стреляющего (!) дуэльного пистолета. 18 апреля 1932 года представителю Народного дома было передано по расписке 7 шашек без ножен. В октябре 1933 года Ивановскому областному драматическому театру для постановки пьесы «Интервенция» были временно выданы 4 кинжала.

Во второй половине 1930-х годов практика выдачи предметов для театральных постановок была продолжена. Так, по акту от 30 сентября 1938 года Ивановскому областному драматическому театру для пьесы «Честь» были выданы 8 кинжалов; 21 декабря 1938 года овощесовхозу для постановки антирелигиозного спектакля – 3 предмета: епитрахиль, риза, стихарь (все предметы были возвращены); 7 апреля 1939 года театру музкомедии – кубки, кувшин, ножны от сабель (3.05.1940 г. предметы были возвращены); 9 апреля 1939 года театру музыкальной комедии – 5 сабель (3.05.1940 г. все предметы были возвращены).

Ивановский музей осуществлял временную выдачу предметов в различные музеи страны. В сентябре – ноябре 1926 года состоялись передачи музейных предметов историко-бытовому отделу Государственного Русского музея для организации выставки «Труд и быт крепостных» в Фонтанном доме Шереметевых. На выставку было отправлено 79 предметов: образцы набоек, выбоек местных фабрик, скатерти, платки, рисунки для набойных досок, товарные ярлыки, рецептурные книжки, образцы набойных досок, молотков, а также портреты членов семьи фабриканта Гарелина. Факт передачи предметов из провинциального музея одному из центральных музеев страны свидетельствовал об уровне коллекционного собрания Д. Г. Бурылина, его известности в культурной сфере. 5 сентября 1928 года представитель московского Толстовского музея П. А. Левин получил во временное пользование гипсовую скульптуру Л. Н. Толстого (эскиз памятника) неизвестного художника (числящуюся в инвентаре художественного отдела губернского музея под № 282).

По акту от 1 июня 1930 года Ленинградскому музею дворянского быта были переданы 15 экземпляров дублетных образцов набоек иваново-вознесенских фабрик Гарелина, Зубкова, И. М. Ямановского, других текстильных предприятий России и зарубежных стран. Среди выданных предметов были: набойки черной масляной краской по грубому домашнему холсту, набойка синей масляной краской по домашнему холсту, мареновая набойка по ручному бухарскому миткалю Е. И. Грачева, набойка заварными красками И. М. Ямановского и др.

В октябре 1932 года из Ивановского музея в Государственный Эрмитаж были переданы во временное и постоянное пользование 89 образцов мебельных, бумажных тканей Иваново-Вознесенска, Москвы, а также несколько набивных платков, посвященных 300-летию дома Романовых и юбилею Отечественной войны 1812 года. На основании отношения Костромского музея от 7 апреля 1933 года за № 98, Ивановский областной музей выделил для пополнения художественного отдела 10 живописных работ:

1. Н. П. Богданов-Бельский. «Хаар».

2. И. К. Айвазовский. «В горах».

3. А. Риццони. «Кардинал».

4. Ю. Ю. Клевер. «Болото в лесу».

5. Ф. А. Малявин. «Крестьянская девушка».

6. К. Клодт. «Летний вечер».

7. К. В. Лемох. «Крестьянские дети».

8. С. А. Коровин. «На миру».

9. П. А. Сведомский. «В катакомбах» (эскиз).

10. Н. К. Пимоненко. «Встреча».

Работы передавались временно на 1 год.

В апреле 1934 года в рамках межмузейного обмена Останкинскому музею были переданы следующие предметы из текстильного фонда: 7 образцов набоек, 4 набойные доски, набойный молоток и 3 портрета фабрикантов Гарелиных. Следует отметить, что музеи страны, получавшие предметы из Ивановского музея, выражали благодарность и признательность за передаваемые им предметы. Письма со словами благодарности приходили из музея «Усадьба Останкино», Ростовского музея, других музеев страны.

В июне 1941 года музей подготовил предметы для передачи на выставку, посвященную жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Предметы предполагалось передать во временное пользование Всесоюзному Лермонтовскому выставочному комитету. Акт о выдаче был подписан 18 июня 1941 года. На выставку планировалось передать:

– «Вид Кавказского города» – картина работы М. Ю. Лермонтова.

– Портрет П. И. Петрова. Неизвестный художник.

– Письмо М. Ю. Лермонтова дядюшке П. И. Петрову от 1 февраля 1838 года с приписками Е. Арсеньевой и М. Шан Гирей на двух листах.

– Списки стихотворений М. Лермонтова («На смерть Пушкина» и «Последнее новоселье»), выполненные рукой неизвестного лица на четырех листах.

Судьба предметов неизвестна.

В рассматриваемый период истории музей осуществлял выдачу предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для оформления интерьеров городских учреждений и организаций. В апреле 1932 года жилищное управление Ивановского отдела коммунального хозяйства обратилось в музей с просьбой о выделении «трех штук картин» для временного оформления общежития иностранных специалистов, работающих в городе Иваново. По акту от 24 марта 1933 года Дому инженерно-технических работников были переданы сроком на полгода 17 живописных работ, которые были возвращены музею только через 2 года. 26 сентября 1935 года в Ивановский облисполком были переданы 3 скульптуры: «Купальщица» (скульптура железная) и 2 бронзовые (мужчина и женщина).

Так как все музеи страны в этот период находились в подчинении Народного комиссариата просвещения, музейные предметы активно использовались в учебных целях. Не являлось исключением и положение в Ивановской области. В январе 1928 года в музей с просьбой о выделении мольбертов и подобных предметов, «не имеющих музейного значения», обратился Иваново-Вознесенский филиал Общества художников Революционной России. Предметы предполагалось использовать в работе художественных курсов.

10 мая 1929 го-да музей направил семилетней школе № 6 Иваново-Вознесенска в качестве школьных пособий 7 статуэток Будды, выполненных из бронзы, меди, свинца, а также череп слона. В расписке было указано, что выданные школе предметы не представляли музейного значения.

В 1933 году Ивановскому химико-технологическому (колористическому) техникуму на продолжительный срок были выданы 3 образца «разрозненных колодок ручных набойных манер» из запасного фонда музея. Эти предметы использовались «для лекционных демонстраций при чтении спецкурсов». В январе и феврале 1934 года Художественно-педагогическому техникуму в качестве учебных пособий были отправлены 39 предметов: вазы, фрагменты капителей, фризов. 2 апреля 1936 года художественной школе были выданы гипсовые лепные орнаменты (19 экз.) и 1 гипсовая ваза. 27 октября 1937 года школе № 49 были переданы манерные доски и железный светец; 22 апреля 1939 года кружку ИЗО Дворца пионеров – 3 картины из собрания музея, в том числе работа Л. Ф. Лагорио «Раннее утро»; 25 октября 1940 года Дому пионеров – модель ситцепечатной машины.

В 1930-х годах предметы из музейных фондов передавались не только учреждениям культуры и образования. Так, в 1935 году две живописные работы были выданы Ивановскому аэроклубу. 2 апреля 1934 года кирпичному заводу № 4 г. Иваново были переданы 5 предметов церковного культа, которые использовались на антирелигиозных мероприятиях. Но возврат музейных предметов необоснованно задерживался, и музею пришлось обратиться в суд. В дальнейшем музей неоднократно осуществлял передачи предметов культа различным учреждениям, занимающимся антирелигиозной пропагандой. Так, 22 ноября 1935 года Ивановскому драмтеатру был передан киот с тремя иконами, шкаф-подставка для киота, а 25 ноября 1935 года – 9 «деревянных икон».

В 1939 году в Иванове был организован Антирелигиозный музей. На протяжении 1939—1941 годов осуществлялась выдача предметов для этого музея, включавшая в себя самый широкий спектр – от костей мамонта и предметов археологии до живописных работ.

В летний период музей осуществлял выдачу предметов для передвижных выставок, создаваемых в парках города. Как правило, для передвижек использовался плоскостной материал – фотографии, изредка произведения живописи.

С началом войны и в связи с подготовкой музея к эвакуации выдача музейных предметов была приостановлена. Но в 1942 году практика временной выдачи была возобновлена, правда в единичных случаях. 26 мая 1942 года столовой № 22 было выдано 8 картин и 2 скульптуры «для оформления помещения общепита».

С начала войны практически все временные выдачи затрагивали в основном предметы, поступившие в музей уже в советское время (как правило, после 1924 года). Так, в августе 1943 года Военно-морскому училищу были переданы 8 картин, среди них: «Пионеры у костра», «Сталин – друг колхозников» художника Кортыгина, «Физкультурница» художника Секирина и др. 7 октября 1944 года работниками Ивановского областного краеведческого музея был составлен акт о том, что эвакуированное военно-морское училище, выехавшее из Иванова, не возвратило 3 картины, взятые им по акту от 20 августа 1943 года.

Но среди временных выдач 1943 года были и выдачи предметов из коллекций Д. Г. Бурылина. Так, 9 июня 1943 года для экспонирования на выставке в школе № 13 города Иваново были переданы печатные патриотические лубочные картины, относящиеся к истории Первой мировой войны.

В 1944 году была продолжена выдача предметов из бурылинских коллекций во временное пользование различным организациям города. 27 января 1944 года областному драматическому театру были выданы 13 литографий и гравюр для постановки спектакля «Горе от ума». На литографиях представлены портреты великих князей, генерала Красовского, Витгеншейна, князя А. Куракина и др.

Определенный интерес представляют и формулировки временных передач музейных предметов. Так, 1 марта 1944 года для оформления школы № 22 были переданы 8 картин с пометой: «в порядке шефства». 7 февраля 1944 года из фондов музея областному отделу народного образования был передан кубок кавказской работы, инкрустированный серебряным орнаментом. Кубок предназначался для премирования школьных спортивных групп и позднее был списан как предмет, не имеющий краеведческого значения.

В 1945 году в связи с обращением общины Преображенской церкви г. Иваново, Ивановский областной краеведческий музей передал Преображенской церкви более сорока принадлежащих музею предметов культа, которые были вручены представителю общины верующих Боровкову в июле 1945 года «как не имеющие музейной ценности». Среди переданных предметов были одеяния священников, предметы для выполнения различных обрядов, в том числе и из серебра.

С конца 1940-х годов случаи невозврата выданных во временное пользование музейных предметов постепенно сходят на нет.

В середине 1950-х годов, с началом  работы по инвентаризации музейных фондов, выяснилось, что часть коллекций и предметов, выданных во временное пользование организациям и учреждениям, не сохранилась. Так, в июне 1955 года Ивановский аэроклуб ДОСААФ на запрос музея о возврате музейных предметов ответил, что «указанных в запросе картин Болоньи “Турин” и скульптуры “Собака и улитка” в аэроклубе в наличии нет и по учетным данным не числится. Разобраться по существу вопроса не имеем возможности, так как людей, работающих с 1934 года (когда были выданы предметы), в аэроклубе нет». 19 июня 1955 года директор областного драматического театра Соловьева в ответ на отношение музея о возврате предметов сообщила, что, так как Ивановский областной драматический театр был организован осенью 1933 года, расписки о временной выдаче от 1926—1927 годов и вплоть до 1933 года дирекцией театра не признаются.

Но научно-исследовательская работа по выявлению истории перемещения музейных предметов из собрания Д. Г. Бурылина, выданных различным учреждениям и организациям во временное пользование, продолжается. Результаты этой сложной, кропотливой работы позволят внести свою лепту в восстановление всей полноты картины судьбы культурного наследия мецената.

Примечания

При проведении научно-исследовательской работы по данной теме были использованы документы сектора учета отдела фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина:

1. Фонды Ивановского областного музея. Документы на предметы, выданные во временное пользование посторонним лицам и организациям, а также для выставок вне музея. 1924—1939 гг. Д. 85.

2. Фонды Ивановского областного музея. Документы на предметы, выданные во временное пользование посторонним лицам и организациям, а также для выставок вне музея. 1939—1948 гг. Д. 85.

3. Документы (акты, расписки, проч.) на порчу, списание и передачу в постоянное пользование разным учреждениям и лицам. 1932—1935 гг. Д. 32.

4. Документы (акты, расписки, проч.) на порчу, списание и передачу в постоянное пользование разным учреждениям и лицам. 1936—1940 гг. Д. 33.

 

© А. А. Полякова


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014