Н. В. Быковская
(Керченский историко-археологический заповедник)

АНТИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В ФОНДАХ КЕРЧЕНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА

В годы Второй мировой войны коллекциям Керченского музея древностей, основанного в 1826 году, был нанесен невосполнимый урон. Потери военного времени были столь масштабны, что в полной мере и по сей день оценить их не представляется возможным. При приближении немецких войск наиболее ценные экспонаты в девятнадцати ящиках были вывезены в 1942 году в Армавир, где следы их затерялись. В официальных документах в послевоенное время перемещенные накануне оккупации ценности были признаны погибшими.

В период оккупации осенью 1942 года по распоряжению айнзацштаба1 из экспозиции музея был выделен наиболее ценный материал и направлен в г. Симферополь для дальнейшей переброски на территорию Германии. Кроме того, в условиях, когда на территории города велись ожесточенные бои, сопровождавшиеся артобстрелами и воздушными бомбардировками, обеспечить сохранность экспонатов, оставленных в музее, было практически невозможно.

На момент освобождения Керчи в 1944 году немногие уцелевшие в Керченском музее коллекции находились в состоянии хаоса. В отчете за 1944 год директор музея Е. С. Пичахчи сообщила о том, что фонды музея «свалены в общую кучу», часть экспонатов и вовсе «извлечена из груды хлама», а от научного архива музея уцелели «жалкие обрывки»2. По воспоминаниям жителей Керчи, очевидцев освобождения города, во дворе музея высилась груда книг, журналов, бумаг.

Во второй половине сороковых годов фондовые коллекции музея стали пополняться новыми вещами. Кроме предметов из собственных раскопок, в музей поступили вещи, присланные из Иванова по распоряжению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР, в ведении которого на тот период находились музеи.

Коллекция, отправленная из Ивановского областного музея в 1945 году, прибыла в Керчь осенью 1946 года вместе с двумя инвентарными книгами «археологического отдела», опечатанными красной сургучной печатью подотдела по делам музеев и охраны памятников губернского отдела народного образования Иваново-Вознесенского Совета. Суммарно в обе книги были внесены записи на 2174 единицы хранения (под несколькими номерами в книги записаны планшеты с кремневыми орудиями труда – наконечниками копий, стрел, ножами, скребками). В первоначальном акте, составленном сотрудниками Керченского музея после распаковки вещей, сказано, что в общей сложности на хранение поступили 1423 предмета – большая часть коллекции античных предметов, собранных Д. Г. Бурылиным3.

Чуть позже, после уточнения шифров и описаний предметов, в Дополнении к акту приема количество прибывших из Иванова вещей было скорректировано до 1353 единиц хранения. К сожалению, перевозка хрупких изделий из стекла в условиях легко объяснимой нехватки упаковочных материалов привела к тому, что часть сосудов из стекла оказалась разбитой, о чем в инвентарной книге были сделаны соответствующие записи. Все предметы коллекции были зашифрованы еще довоенными шифрами – «И-Вм. архо.» – и номером, соответствующим записи в инвентарной книге.

Предметы, описанные в инвентарной книге и принятые на хранение в Керченский музей, помечались особой отметкой красными чернилами. Эти пометки позволяют понять, какая именно часть коллекции осталась в Ивановском музее. Во-первых, в их число вошли вещи, которые не имели отношения к Северному Причерноморью, а именно раритеты египетского происхождения: саркофаг с мумией, статуэтки и другие вещи из погребальных комплексов. Кроме того, по всей вероятности, в Ивановском музее остались некоторые античные вещи экспозиционного значения: керамика, изделия из стекла, терракоты. В графе «Примечание» инвентарных книг напротив некоторых предметов стоит пометка: «Взято в антирелиг[иозное] отд[еление]».

В архиве Керченского заповедника сохранился документ, из которого следует, что спустя несколько лет, в августе 1949 года директор Ивановского музея Е. Панова обратилась в Керченский историко-археологический музей с просьбой «скопировать» из инвентарных книг описания предметов археологической коллекции, оставшихся в Ивановском областном краеведческом музее4. Копии записей в инвентарной книге было поручено забрать заведующей библиотекой музея – Н. И. Готовкиной, которой, по-видимому, и был доставлен в Керчь упомянутый выше документ.

К сожалению, в ходе инвентаризаций второй половины XX века коллекция, поступившая в Керчь из Ивановского музея, потеряла свою целостность и была распределена по сформированным с учетом материала и типа предметов коллекциям. Отказ от организации хранения по коллекционным описям в послевоенные годы объяснялся утратой большей части довоенной учетной документации и был вынужденной мерой. Вещи из Ивановского музея, так же как и сохранившиеся предметы из собственных довоенных коллекций, поступили во вновь сформированные коллекции терракот, керамики, светильников и другие.

Объем публикации не позволяет в полной мере описать группы принятых на хранение предметов, поэтому мы ограничимся их краткой характеристикой.

Наиболее значительную часть коллекции составляют керамические сосуды, самые ранние из которых – чернолаковые солонки, килики, канфары и скифосы – относятся к V в. до н. э. Традиционно особый интерес для исследователей представляют чернолаковые краснофигурные сосуды. Среди них – пелики, датирующиеся IV в. до н. э. и происходящие, в основном, из погребальных комплексов. Их росписи напрямую связаны с религиозными представлениями народов, населявших некогда Боспорское царство, о загробном мире. На пеликах из бурылинской коллекции можно увидеть изображения женской головы, «вырастающей» из земли, юношей у алтаря, Диониса (Аполлона) на грифоне, битвы с амазонками (изображения № 1—4). Коллекцию археологической керамики Керченского музея пополнили также миниатюрные чернолаковые лекифы, украшенные пальметтами или сетчатым орнаментом, арибаллы IV в. до н. э., каннелированная пелика III в. до н. э.

Среди керамических сосудов обращает на себя внимание группа разнообразной по форме краснолаковой керамики: кувшины одноручные и двуручные, патеры, бальзамарии, тарелки со штампом в виде стопы, ойнохойи, чаши, миски II в. до н. э. – III в. н. э. (изображения № 5—6). Некоторые из более поздних экземпляров краснолаковых тарелок украшены христианской символикой: изображением креста, ослика, зайца и др. (изображения № 7—8).

Отдельные формы античных сосудов представлены, кроме того, в миниатюрных вариантах. По мнению составителя инвентарной книги, такие сосуды использовались в качестве игрушек. Считается также, что миниатюрные сосуды могли служить вотивными приношениями в различные храмы и святилища. К собственно игрушкам в ивановской коллекции можно отнести фрагменты терракотовых погремушек, а также небольшие статуэтки животных. С воспитанием детей в эпоху античности связаны также сосуды для кормления грудных младенцев – гутусы в форме женского бюста и бюста Эрота.

Античную коропластику представляет группа разных по жанрам терракот. В ивановской коллекции встречается достаточно много изображений богини, сидящей на троне, культ которой зародился в глубочайшей древности. Традиционно считается, что это изображения Кибелы, одной из самых почитаемых на Боспоре богинь плодородия. Среди терракот этого типа выделяется статуэтка, которая, вероятно, происходит с Родоса и датируется V в. до н. э. (изображение № 17). Статуэтки в виде богинь, сидящих на троне, служили вотивными дарами в святилища, помещались на домашние алтари; изображения богинь несли во время религиозных шествий.

Значительную часть терракот составляют жанровые терракоты, изображающие женщин, стоящих в изящных позах, в задрапированных живописными складками одеждах, юношей, опирающихся на стенку (?), мальчиков-Эротов (изображения № 11—14, 16).

Среди терракот ивановской коллекции встречаются также маскароны – миниатюрные копии театральных масок, которые могли служить украшениями саркофагов, вотивными дарами в святилища (изображение № 9).

Как и у настоящих театральных масок, у этих терракот имеются отверстия для рта и глаз. Маски с особой выразительностью передают образ персонажа, его настроение. Есть в коллекции и фрагменты подвесных марионеток, использовавшихся во время театральных представлений. Все они имеют характерные отверстия в верхней части головы, служившие для подвешивания кукол (изображение № 9).

Кроме жанровых и вотивных терракот, в коллекции имеется несколько экземпляров терракотовых барельефов, использовавшихся в качестве декоративных украшений общественных или частных архитектурных сооружений, в том числе с изображением головы горгоны Медузы, традиционно служивших оберегами жилищ.

В поле зрения собирателя коллекции попали и такие античные редкости, как прилепы первых веков нашей эры, выполненные из гипса, украшавшие античные саркофаги и игравшие роль оберегов. Гипсовые прилепы ивановской коллекции имеют форму трагических масок, пальметт, львиных и бычьих голов, женских и мужских изображений, голов горгоны Медузы, лежащего Эрота. Имеются в коллекции и налепы геометрических форм, размещавшиеся на ножках саркофагов.

Первыми веками нашей эры датируется и большая часть светильников из ивановской коллекции. Значительную группу составляют сероглиняные светильники боспорского производства, имеющие достаточно специфическую форму. На некоторых светильниках оттиснут рельефный декор в виде листьев или побегов пальметты, а также геометрический орнамент (изображения № 18—20).

Не менее интересны светильники так называемого римского типа, отличающиеся более округлым туловом, меньшими размерами и изображениями на щитках, закрывающих отверстие для заливания масла (изображения № 21—22).

В коллекцию стекла на хранение поступили стеклянные бальзамарии, одноручные кувшины, колбы и более редкие по форме кубок, пиксида и стакан, датировка которых также укладывается в первые века нашей эры.

В целом, оценивая факт передачи античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным и переданной Ивановским областным краеведческим музеем в фонды Керченского историко-археологического заповедника, следует признать, что полученный материал существенным образом пополнил фонды керченского музея, разоренные в годы Второй мировой войны.

Предметы из ивановской коллекции использовались для создания экспозиций по истории Боспорского царства. Отдельные предметы коллекции описаны и опубликованы в научных статьях, каталогах и монографиях5.

Очередная задача в деле изучения античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным, заключается, с нашей точки зрения, в том, чтобы выявить ее в современных коллекциях Керченского историко-культурного заповедника и опубликовать в полном объеме, что будет способствовать не только расширению наших знаний о материальной культуре населения Северного Причерноморья в античную эпоху, но и лучшему пониманию личности и разносторонних интересов собирателя коллекции – иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д. Г. Бурылина.

Примечания

1 Оперативный штаб рейхсляйтера А. Розенберга был создан в нацистской Германии с целью реализации культурной политики на оккупированных германскими войсками территориях. Занимался организацией вывоза в Германию культурных ценностей.

2 Архив КИКЗ. Оп. 9. Ед. хр. 137. Лл. 2—2 об.

3Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр. 67. Лл. 4—5.

4Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр. 67. Л. 12.

5 См., например: Глушец Л.Н. Изображения богини на троне в коллекции терракот Керченского историко-культурного заповедника // Научный сборник Керченского заповедника. Т. 1. Керчь, 2006; Журавлев Д.В., Быковская Н.В., Желтикова А.Л. Коллекция светильников из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Светильники VI – первой половины III в. до н. э. Киев, 2007. Т. 1; Журавлев Д.В., Быковская Н.В., Желтикова А.Л. Коллекция светильников из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Светильники второй половины III в. до н. э. – IV в. н. э. Киев, 2010. Т. 2; Иванина О.А. Краснолаковые тарелки с раннехристианской символикой. Тезисы докладов юбилейной конференции «Проблемы археологии и истории Боспора. К 170-летию Керченского музея древностей». Керчь, 1996; Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной возовой росписи по музеям Российской Федерации и стран СНГ. Москва, 2000.

 

© Н. В. Быковская


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014