Н. А. Рыжикова
(Ивановский областной художественный музей)

КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В СОБРАНИИ
ИВАНОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Проблемы реконструкции

В 1959 году в Иванове на основе коллекций областного краеведческого музея был образован художественный музей1. Передача на постоянное хранение более 16 тысяч экспонатов по коллекционным спискам была оформлена актом № 1829 от 2 июля 1961 года. Источники поступления музейных предметов в ИОКМ, в том числе их принадлежность коллекции Д. Г. Бурылина, в списках не были указаны.

Попытка реконструкции коллекции Д. Г. Бурылина в составе ИОХМ как самостоятельная исследовательская проблема обозначилась в середине 1990-х годов в контексте всеобщего интереса к истории отечественного, в том числе провинциального, собирательства. При этом на сегодняшний день полное и точное установление ее объема и численности не представляется возможным в силу объективных причин, к которым прежде всего отнесем: 1) ограниченный потенциал идентификации музейных предметов по «прижизненным» собирателю документальным и визуальным источникам; 2) отсутствие в ИОХМ первичной учетной документации переданных коллекций.

Так, в Каталоге выставки древностей и редкостей2 (1903) традиционно представлен лаконичный перечень экспонатов без описания, атрибутивных данных, отчего можно (за редким исключением) лишь предполагать, какая конкретная вещь имеется в виду. При установлении визуального соответствия предметов по фотографиям, сохранившим первозданный облик залов Музея промышленности и искусства, необходимо учитывать, что фото были сделаны после приобретения Бурылиным коллекции А. Л. Дурова в 1913 году3. Из этой коллекции в ИОХМ происходят некоторые древнеегипетские и античные памятники, целый ряд предметов русского и восточного прикладного искусства, множество произведений изобразительного искусства и скульптуры (в том числе живопись и рисунки В. Г. Перова, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, В. Д. Поленова, скульптура И. Н. Жукова, Б. М. Микешина и др.).

Из ИОКМ в художественный музей поступило более 3 тысяч предметов из дерева, кости, фарфора, керамики, стекла, металла, ткани. В свое время они составили основу нескольких коллекций – ДПИ, скульптуры, драгоценных металлов. Нужно принять во внимание, что в период 1919 г. – 1920-е годы в Иваново-Вознесенский губернский музей попали художественные ценности, предметы обстановки и быта из национализированных особняков и усадеб местных купцов, дворянства, буржуазии. Поэтому нельзя однозначно причислить к собранию Д. Г. Бурылина все переданные из ИОКМ предметы мебельного убранства, бронзу, скульптуру, фарфор, художественное стекло.

Представляется логичным при попытке восстановления бурылинского наследия в составе ИОХМ ориентироваться на комплексы предметов, в основу комплектования которых положен коллекционный принцип. Таковыми в музее являются собрания памятников культуры и искусства Древнего мира, коллекции резной кости, предметов из серебра, так называемая «восточная коллекция» Бурылина, собрание рисунков, печатной графики и книг.

В собрании памятников Древнего мира (Египет, Греция, Рим) учтено 756 предметов (включая некоторое число современных Бурылину подделок). Подлинные предметы были установлены ведущими специалистами из столичных музеев России и датируются временем от периода египетского Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) до Римского периода (30 г. до н. э. – 325 г. н. э.). Раритетными в коллекции являются египетская мумия и два деревянных саркофага, канопы, небольшие фаянсовые статуэтки ушебти, скульптурные изображения египетских богов (Амон, Осирис, Исида с Гором, Бастет); греческая вазовая роспись и терракота, римская керамика и стекло, помпейские мозаики («Горгона Медуза» и «Петух»), античные надгробия, скульптурный портрет Фаустины II.

Из собрания Д. Г. Бурылина происходит высоко оцененная специалистами коллекция резной кости, насчитывающая более 300 произведений. В ней представлено небольшое, но уникальное собрание немецкой школы резчиков XIX века – массивные, оправленные в серебро декоративные кружки, олифанты из целого слонового бивня, створчатые фигурные реликварии. Более многочисленны изделия из моржовой кости конца XVIII – первой трети XIX века холмогорских резчиков – настольные бюро и комодики, ларцы-теремки, шкатулки, коробки для рукоделия, объемные многофигурные композиции, коллекция шахмат.

К наследию Д. Г. Бурылина относятся около 500 памятников русского серебряного дела, представленного ведущими центрами и мастерами XVIII – начала ХХ столетия. Это жалованные ковши, кубки, стаканы, чарки, предметы быта и православного культа, ювелирные украшения и пуговицы.

К началу ХХ века в собрании Д. Г. Бурылина выделилась крупная и разноплановая коллекция предметов культа и быта стран Востока – так называемая «восточная коллекция». В различных фондах ИОХМ (живопись, рисунок, ДПИ, скульптура, драгоценные металлы, лаки) учтено более 1 300 произведений XVIII – начала XX в.; это самое значительное собрание среди провинциальных музеев Центральной России. Широко представлены ремесленные изделия, этнографические материалы, культовые предметы различных религиозных конфессий (ислам, буддизм, ламаизм, даосизм, индуизм), дающие богатый материал для изучения религии и культуры Востока.

Среди произведений прикладного искусства мусульманских стран преобладают изделия персидских и среднеазиатских торевтов. Украшенные арабесковым орнаментом медные и латунные узбекские кувшины, сосуды для омовения, котлы, самовары, чайники изготовлены в Бухаре, Хиве, Карши, Шахрисабзе, Самарканде. Некоторые сосуды датированы, содержат надписи (выдержки из Корана), имена мастеров или владельцев посуды. Основная часть коллекции ювелирных украшений из серебра выполнена в среднеазиатском регионе, на Кавказе и мусульманском Поволжье – браслеты, перстни, височные подвески, татарские накосники («чулпа»), массивные пряжки и пояса. Представлены этнографические материалы и предметы культа – кешкули (сумки странствующих монахов-дервишей), подставки для Корана («лавх»), пеналы («калямданы») для хранения письменных принадлежностей, табакерки («носковок») и кальяны («чилим») из специально выращенных тыкв, керамическая посуда из Самарканда, Бухары, Ферганской долины, Хорезма. Большой редкостью для провинциального собрания являются четыре портрета персидских шахов сефевидской и каджарской династий. Специалисты из Эрмитажа полагают, что портреты выполнены во второй половине XIX века, а в качестве образцов использовались более ранние изображения.

Искусство Дальнего Востока представлено предметами культа и быта эпохи правления династии Цин (Китай) и периодов Эдо и Мэйдзи (Япония). В этнографическом плане интерес представляют китайская и монгольская вышитая обувь, головные уборы, аксессуары (веера, бамбуковые зонты, очки, спиночесалки, курительные трубки, дорожные столовые приборы из цевки и кожи «галюшá»), чайницы из папье-маше, фарфоровая и бронзовая посуда, поделки из мыльного камня (агальматолита). Графическое собрание составляют китайские акварели на рисовой бумаге, поздняя японская ксилография и макимоно (рисунки на бумаге и шелке).

Предметом гордости ориентальной коллекции Д. Г. Бурылина было собрание восточной религиозной пластики и храмовых принадлежностей, его основная часть хранится в художественном музее. Коллекция насчитывает 245 скульптур и несколько десятков культовых предметов из Японии, Китая, Тибета, Монголии, Индии. Различные по величине фигуры божеств выполнены из меди, бронзы, серебра, дерева, камня, керамики. Ядро собрания составляет тибетская и монгольская пластика. Это изображения Будды Цзонхавы, Амиды, Майтрейи, Авалокитешвары и его женских эманаций – Белой, Желтой и Зеленой Тары (божества сострадания и милосердия), а также божеств буддийского пантеона – Докшиты, бодхисатвы, божеств войны, счастья, медицины, богов стихий, священных животных. К культовым принадлежностям относятся парные алтарные вазы и чаши, курильницы, подсвечники, священные зеркала, гонги, трещотки и другие музыкальные инструменты для богослужения.

В ИОХМ было передано более 9 тысяч произведений русской и зарубежной графики – рисунки, акварели, резцовые гравюры, офорты и литографии, среди которых – отдельные листы, графические сюиты, серии, более 60 книг и альбомов. Коллекция была инвентаризирована и систематизирована в 1980—90-е годы. География собрания включает произведения многих школ русской и европейской гравюры XVI—XIX столетий (Италия, Франция, Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Польша, Швейцария, Швеция и др.). Собрание неоднородно по художественной ценности, более половины листов пока значатся как произведения монограммистов и неизвестных художников. Жанрово-тематический диапазон потрясающе обширен: гравированные копии с картин знаменитых художников; портреты царствующих особ, исторических персонажей и безвестных лиц; бытовые, мифологические и религиозные сюжеты; видовые гравюры, городские достопримечательности и батальные сцены; русский церковный лубок; карикатуры и модные картинки; учебные пособия по рисованию и различным наукам; афиши, плакаты и календари; орнаменты, заставки, виньетки различных эпох и стилей и многое другое.

Долгое время в ИОХМ принадлежность старинных рисунков и гравюр коллекции Д. Г. Бурылина признавалась априори и не подвергалась сомнению. Однако со временем выяснилось, что источники происхождения большинства экспонатов графической коллекции нужно уточнять по первичной учетной документации ИГИКМ: часть произведений имеет наклейку некоего Художественно-исторического музея с инвентарным номером; на других – штамп с номерами ИОКМ и аббревиатурами отделов Иваново-Вознесенского губернского музея. Безоговорочно принадлежащими бурылинскому собранию можно считать ту часть рисунков и графических листов, где сохранился штамп «Библиотека музея Д. Г. Бурылина», проставленный в 1914—1917 годах, либо стоит автограф собирателя. Количество таких рисунков и гравюр не подсчитывалось. Среди них встречаются редкие вещи – гравюры нидерландской школы XVI—XVII вв.; французская, немецкая и итальянская графика XVII—XIX вв. (альбом «Виды Рима» 1686 г., особо ценные листы Дж.-Б. Пиранези, Пиранези-младшего, Л. Россини). В собрании русской печатной графики выделяются произведения И. Берсенева, М. Козловского, Ф. Толстого. Из библиотеки Музея Бурылина происходит оригинальная коллекция игральных карт XVIII – начала XX столетия из России, стран Западной Европы и Азии – 156 карточных колод.

Проблема реконструкции культурного наследия Д. Г. Бурылина включает не только формальное восстановление объема его собрания во всей полноте. В числе приоритетных задач – включение музейных предметов в экспозиционную практику и научный оборот. Однако умышленное забвение имени иваново-вознесенского собирателя в течение долгих лет, пренебрежительное отношение к его наследию, ненадлежащие условия хранения еще во времена, предшествовавшие образованию ИОХМ, а затем неоднократные переезды и перемещения коллекций привели к значительному ухудшению сохранности экспонатов. Так, из восточного собрания и коллекций прикладного искусства реально можно экспонировать лишь десятую долю вещей, остальные нуждаются в реставрации. Многие листы графической коллекции надорваны, загрязнены, измяты, со следами водных затеков, пятнами различного происхождения. Накрученные на валы монументальные живописные полотна, в начале ХХ века украшавшие Белый зал Музея промышленности и искусства, нынешнее поколение зрителей может не увидеть. В 1980—90-е годы ИОХМ имел возможность реставрировать вещи на бесплатной основе (лубок, русскую графику), при этом реставрация длилась десятилетиями. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в 2000-е годы была реставрирована основная часть коллекции холмогорской кости. Реставрация произведений в настоящее время – дорогостоящий процесс, и если эта работа не будет финансироваться, виртуальный музей Д. Г. Бурылина воистину приобретет статус «воображаемого».

Еще одна актуальная тема – научное освоение наследия собирателя. Наличие в ИОХМ таких своеобразных и разноплановых коллекций, как памятники культуры и искусства Древнего мира, восточное собрание, западноевропейская гравюра, требуют особых знаний и привлечения специалистов для того, чтобы исследователи, а впоследствии и зрители, могли получить качественную и достоверную информацию о предмете. В настоящее время многие произведения находятся в процессе изучения, предполагающего возможности новых открытий, изменения в атрибуции, выяснение биографии отдельных экспонатов собрания.

Примечания

1 Ивановский областной художественный музей образован 19 мая 1959 г. на основании распоряжения Совета министров РСФСР № 8470-Р от 09.12.1958 г., приказа Министерства культуры РСФСР № 810 от 26.12.1958 г.

2 Каталог выставки древностей и редкостей из собрания Д. Г. Бурылина. Иваново-Вознесенск: Типо-Литография А. И. Дилигенского, 1903.

3 Дуров Анатолий Леонидович (1864—1916) – знаменитый цирковой артист, художник-любитель, коллекционер. Выступал в воронежском цирке Труцци как клоун и дрессировщик животных. В 1913 г. Д. Г. Бурылин приобрел у Дурова все экспонаты его музея из усадьбы Кермени под Воронежем. См.: Каталог музея Анатолия Леонидовича Дурова. Воронеж: Типо-Лит. «Т-ва Н. Кравцов и К°», 1911.

 

© Н. А. Рыжикова


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014