Н. Н. Тимошина
(ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина)

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ
СОБРАНИЯ НУМИЗМАТИКИ Д. Г. БУРЫЛИНА

Переписка Д. Г. Бурылина
с известными коллекционерами-нумизматами.
Некоторые приобретения и передачи
нумизматической коллекции

В настоящее время фонды нумизматики Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина насчитывают около 100 тысяч единиц хранения. Основу коллекций составляют предметы, собранные основателем музея Д. Г. Бурылиным. Собирать монеты он начал в детстве, и эта коллекция до конца его жизни была одной из самых любимых. Первые монеты ему достались после смерти деда, Диодора Бурылина. Став постарше и увлекшись собирательством, Д. Г. Бурылин приобретал русские и иностранные монеты и медали в больших количествах. С годами, приобретая опыт и знания, ему удавалось покупать редкие экземпляры, в результате были собраны весьма интересные и значительные коллекции русских, античных, восточных и западноевропейских монет и медалей.

Дмитрий Геннадьевич с 1885 г. являлся членом Московского нумизматического кружка, в составе которого всего было 23 любителя-нумизмата, а с 21 октября 1888 г. стал действительным членом Московского нумизматического общества1. Дмитрий Геннадьевич состоял в переписке с известными нумизматами, исследователями, коллекционерами – С. И. Чижовым, В. М. Квитковым, К. С. Мирзоевым, П. И. Щукиным, П. В. Зубовым, И. И. Горнунгом и другими, которые помогали ему советами по приобретению нумизматики.

В переписке с московским нумизматом К. С. Мирзоевым идет речь о разных предложениях, приобретениях и о помощи в определении некоторых предметов. В письме от 18 мая 1885 г. сообщается о том, что К. С. Мирзоева избрали секретарем Московского нумизматического кружка, в этом же письме сведения о том, что приобретение книги и атласа Шуберта (определитель монет Ивана Грозного) у Мирзоева обошлось Д. Г. Бурылину в 25 рублей, у него же были приобретены серебряные и медные иностранные монеты. Мирзоев сообщил также о том, что расстается со своей коллекцией императорских монет, о стоимости некоторых из них Бурылин «может убедиться у Горнунга»2, который также был членом Московского нумизматического кружка. В письмах есть сообщения об определении разных монет, медалей из коллекции Бурылина, присланных на консультацию. Так, в одном из них Мирзоев пишет: «…много одинаковых, в особенности польских и богемских одного года. Вынул и положил тех, которых у вас нет, некоторые монеты нельзя было определить, как и жетоны, т. к. битые из листового серебра». В этом же письме он предлагает допетровские монеты3.

Сергей Иванович Чижов, нумизмат из Москвы, живущий на Большой Якиманке, в д. Шрадера, в письме от 8 сентября 1904 г. обращается к Дмитрию Геннадьевичу: «…не будучи знакомым лично, состоя секретарем МНО4, собираю материал для составления библиографического указателя по русской нумизматике – просьба выслать каталог выставки Ваших прекрасных собраний древностей»5. А вскоре предлагается и сама книга С. И. Чижова «Описание вариантов некоторых типов русских монет последних двух столетий», изданная в 1904 г. в Москве за 5 рублей6.

С марта 1901 г. по ноябрь 1912 г. продолжалась переписка с московским нумизматом Василием Михайловичем Квитковым, его магазин располагался на ул. Большая Садовая, 165, в доме Шустова. У Квиткова было приобретено большое количество разных должностных знаков и жетонов, в 1909 г. – «знаки должностные 77 разных видов… по 60 коп.»7. За 12 разных жетонов8 было заплачено 3 рубля9, а за 6 рублей куплена «полная коллекция 25 юбилейных жетонов 1812 г10. В. М. Квитков выпустил «Указатель цен на русские монеты» с учетом сохранности, монетного двора, для серебряных монет – с обозначением минцмейстера, цена книги была 1 рубль. Он сообщил Бурылину, что 3-е издание книги выйдет из печати в декабре 1912 г.11

Несколько лет Бурылин переписывался с П. И. Щукиным – историком, коллекционером, создателем музея «Российские древности» в Москве. В письме от 4 октября 1890 г. Щукин сообщает Бурылину, что из русских медалей и жетонов, присланных ему Бурылиным, он оставил себе 2 медали и 2 жетона и просит сообщить, сколько он за них должен, сообщает также, что интересуется «древними греческими золотыми и серебряными», древнеримскими монетами и талерами12. В 1910 г. Щукин посылает в дар Бурылину книги, а в сентябре 1911 г. рекомендует Тиру Оттовну Соколовскую, известную своими трудами по масонству, которая «желает ознакомиться с коллекцией по масонству Бурылина»13.

С известным нумизматом Павлом Васильевичем Зубовым, проживавшим в Москве на Большой Алексеевской, в 1903 г. велась переписка о приобретении большой партии «мусульманских монет»14. В собрании Бурылина хранится книга П. В. Зубова «Материалы по русской нумизматике», изданная в 1897 г. в Москве15.

Была переписка с А. Хребтовым из Санкт-Петербурга – автором книги «Памятная книжка для собирателей монет», два издания которой имеются в собрании редкой книги музея16. В одном из писем А. Хребтова пришло сообщение об избрании Бурылина в действительные члены «Русского собрания» 31 марта 1902 г.17

Несколько лет – с марта 1884 г. по декабрь 1890 г. – велась переписка с Самсоном Семеновичем Григорьевым, приказчиком меняльной лавки Малкова в Санкт-Петербурге по адресу: Б. Садовая, д. 29. Григорьев, по поручению Бурылина, 9 марта 1884 г. был на Санкт-Петербургском монетном дворе для заказа бронзовых медалей18. Григорьев в одном из писем 1886 г. явно отговаривал заказывать медали на монетном дворе, предлагая медали из своей лавки. Он писал: «…заказать коллекцию медалей на монетном дворе 223 руб. Один господин заказал… получил свой заказ… посуливши мастеру 15 копеек со штуки и то пришлось ждать больше года, да и получать по 10—15 медалей – было больше расходу… – 300 рублей, да ждал и хлопотал. А мы с Вас не берем за то, что вещи современной чеканки. Всего 606 штук предлагаем за 240 рублей, цена, как и монетного двора, 223 рубля 80 копеек, да 10 рублей на наш счет – 233 рубля 80 копеек, а 200 рублей (что предлагал Бурылин. – Т. Н.) мы и сами заплатили…» В этом же письме в ответ на неудовольствие Бурылина о посылке монет, в которой не хватало полпуда, пояснял: «…4 пуда (медь) – 45 рублей, да серебро – 15 рублей, т. к. было прислано (Бурылиным. – Т. Н.) 60 рублей, а пересылка стоит 6 рублей, мы и отбавили полпуда, т. к. медь была однородная»19. В одном из писем предлагалось: «…у нас накопилось пудов 6 медной монеты, как русской, так и иностранной – вы рассчитываете скоро быть в Петербурге – без пересылки мы сможем взять с Вас за пуд 10 рублей»20. В письме без даты предлагалась коллекция «бронзовых медалей русских князей, царей и императоров за 24 руб., как было заплачено в лавке. Всего 63 штуки, экземпляры чудно сохранились ни поцарапаны, ни что… и, между прочим, предлагаем Вам дешево приобрести»21. Медали этой серии хранятся в нашем музее. В 1887 г. 13 февраля у Самсона Григорьева за 65 рублей были приобретены медали и монеты с пересылкой за счет лавки22. 21 февраля того же года были высланы медали иностранные, русские, монеты римские серебряные, греческие, медные монеты Англии для колоний – всего 450 штук за 60 рублей, а не 55, как просил Бурылин23. В 1888 г. 26 сентября были высланы 100 римских монет (Бурылин их видел во время своего приезда в Санкт-Петербург) по цене, которую предложил Дмитрий Геннадьевич, – 16 рублей24. В письме от 27 апреля 1890 г. предлагались 1179 римских серебряных и медных монет за 125 рублей25, а 2 мая 1890 г. сообщается, что их выслали за 110 рублей26. Несколько подлинных шведских монет-плат 1715—1730 гг. были приобретены в конце 1880-х гг. в меняльной лавке Малкова. Так, монета 4 далера 1721 г. и 4 чугунных медальона высланы за 30 рублей27, далер 1715 г. с 75 римскими медными и 22 серебряными монетами куплены за 31 рубль28, а 2 далера 1717 г. и 1 далер 1730 г. – за 14 рублей29.

Дмитрием Геннадьевичем была собрана значительная библиотека, куда вошли каталоги, определители, атласы и разные указатели по нумизматике. В начале ХХ в. он приобрел определители И. И. Толстого , Д. Н. Чудовского , Г. Щуровского, Тизенгаузена, Ю. Г. Иверсена за 40 рублей30. В ноябре 1891 г. киевский антиквар Алексей Федорович Тюпин, переписка с которым продолжалась с мая 1884 г. по апрель 1892 г., обратился с просьбой «купить у него монеты, медали, либо посоветовать кому-нибудь, т. к. потерял все состояние»31. Бурылин покупает в 1892 г. у него книги – каталоги на 140 рублей, в т. ч. Сонцева и Шодуара32.

С бурылинской коллекцией монет и медалей в 1880-е гг. работал Татаринов. Из их переписки видно, что вместе с Бурылиным они разбирали восточные и европейские монеты, причем Бурылин «отбирал азиатские монеты», а Татаринов – европейские. Монеты укладывались «по местам, иногда по степени определения и прибавления предметов менялся самый порядок размещения предметов»33, работал он и с русскими медными медалями и римскими монетами34.

Переписка с Витольдом Больцевичем, владельцем старых вещей в Варшаве, длилась с декабря 1892 г. по июнь 1904 г. В 1903 г. 23 ноября получены от В. Больцевича из Польши масонские нагрудники, шарфы, знаки, ордена на сумму 216 рублей35, в 1904 г. 15 февраля – 2 масонские грамоты по 10 рублей за штуку от Больцевича36 и многие другие масонские предметы. Из переписки с коллекционером-любителем Иваном Топорковым, владельцем асфальтового завода из Сызрани, продолжавшейся с 1907 по 1913 г., видно, что предлагалась масонская коллекция отца, коллекция книг, которая собиралась отцом Топоркова и «встала ему около 4 тысяч», в 1913 г. эта коллекция Бурылиным была куплена за 2500 рублей со шкафами и книгами37.

После Октябрьской революции Бурылин продолжает работать над пополнением коллекции. Так, в 1918—1923 гг. им была собрана большая коллекция ценных бумаг и бумажных денег разных городов, банков, правительств, частных учреждений России того времени38.

В этой работе обозначены далеко не все источники поступлений предметов нумизматики, а лишь значимые имена нумизматов – исследователей и любителей, известные и выявленные по переписке на сегодняшний день.

С конца 1920-х гг. начался процесс передачи предметов из Ивановского музея в Госфонд, другие музеи. В 1930 г. на афинажный завод отправлено около 600 предметов (среди них были монеты, ордена, значки). В 1930 г. была отправлена в «Антиквариат» для реализации масонская коллекция (установлена цена около 40 тысяч рублей). В дальнейшем стало известно, что эта коллекция не была продана, а поступила в музейный фонд Государственного Эрмитажа, а из этого фонда – в собрание Эрмитажа, и 100 предметов из нее – в Государственный музей истории религии. В 1956 г. в Эрмитаж из обменного фонда музея было передано в общей сложности более 7300 монет, в Русский музей – 49 русских медалей и жетонов и 130 монет. Ильинскому районному музею передано более тысячи монет и медалей, в Ивановский областной художественный музей – 69 предметов нумизматики.

На сегодняшний день, несмотря на некоторые передачи в другие музеи, собрание нумизматики ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина является весьма ценным и представляет интерес для исследователей. С нумизматическими коллекциями музея в разное время работали известные ученые-нумизматы, сотрудники Государственного Эрмитажа А. Н. Зограф (в архиве хранятся его черновые тетради с описями монет и медалей, поступивших из собрания Я. П. Гарелина)39, в 1950-е гг. – А. А. Быков и сотрудник Русского музея А. А. Войтов, благодаря которому были составлены описи на некоторые коллекции нумизматического фонда. Зав. отделом нумизматики ГИМа Н. Д. Мец, познакомившись с музейной нумизматической коллекцией, в письме от 13.11.1959 г. написала в адрес музея такие строки: «Ваша коллекция единственная в своем роде – гордитесь!» В 2000-х гг. в музее, благодаря помощи научных сотрудников отдела нумизматики Эрмитажа Н. В. Ивочкиной, Г. Б. Шагуриной, Ю. Л. Дюкова, В. В. Гурулевой, была проведена исследовательская работа в области дальневосточной и античной нумизматики, изучались ближневосточная и византийская коллекции монет музея. Все специалисты отмечали, что нумизматическое собрание музея, основную часть которого составляет бурылинская коллекция, остается одним из значительных и интересных собраний музеев России.

Примечания

1. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.

2. Там же. Д. 125. Л. 3—6.

3. Там же. Д. 148. Л. 713.

4. Московское нумизматическое общество.

5. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 148. Л. 537.

6. Там же. Л. 582.

7. Там же. Д. 122. Л. 10.

8. В их числе: 4 – на открытие памятника Александру III, 3 – на открытие памятника Скобелеву, 5 разных – на юбилей 1812—1912 гг.

9. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 122. Л. 28, 32.

10. Там же. Л. 39.

11. Там же. Л. 41, 42.

12. Там же. Д. 86. Л. 6.

13. Там же. Л. 2.

14. Там же. Д.  148. Л. 207, 208.

15. ИГОИРМ 80631/80.

16. ИГОИРМ 80631/85, 69.

17. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д. 144. Л. 10.

18. Там же. Д. 112. Л. 48.

19. Там же. Л. 68.

20. Там же. Л. 67.

21. Там же. Л. 56.

22. Там же. Д. 148. Л. 257.

23. Там же. Д. 112. Л. 24, 21, 66.

24. Там же. Л. 36.

25. Там же. Л. 45.

26. Там же. Л. 44.

27. Там же. Л. 41.

28. Там же. Л. 35.

29. Там же. Л. 38.

30. Там же. Д. 148. Л. 670.

31. Там же. Д. 136. Л. 21.

32. Там же. Л. 15.

33. Там же. Д. 103. Л. 2, 3.

34. Там же. Л. 1.

35. Там же. Д. 148. Л. 73.

36. Там же. Л. 290.

37. Там же. Д. 134. Л. 5, 12.

38. Там же. Д. 148. Л. 211, 317—320, 410, 518, 589.

39. Там же. Л. 375—377.

 

© Н. Н. Тимошина


При использовании материалов сайта в газетах, журналах и других печатных изданиях обязательно указание первоисточника;
при перепечатке в интернете – обязательна прямая ссылка на сайт http://yepisheva.ru © 2014