Е. Г. Корнаухова
(Дом-музей Л. Н. Толстого)
«УСТУПАЯ ВНУТРЕННЕМУ ВЛЕЧЕНИЮ
К ИСКУССТВУ И ЗНАНИЮ…»
В яснополянском музее экспонируется группа предметов, связанных с именем Д. Г. Бурылина, которая, в свою очередь, входит в состав неделимого мемориального фонда Дома-музея Л. Н. Толстого. Это письма и поздравительные открытки Д. Г. Бурылина Толстым, каталог масонской коллекции, газета «Ивановский рабочий», журнал «Simplissimus», альбом с фотографиями выставки. Бурылинские мемории, вплетенные в яснополянскую коллекцию, исторически связывают наши музеи. Вместе с тем, эти «следы памяти» могут служить гарантом защиты научной ценности авторского ядра музея, созданного и согретого мыслью Д. Г. Бурылина. Особенно ценен в этом смысле альбом «Фотографическiе снимки изъ коллекцiй Д. Г. Бурылина», который «живет» в яснополянском доме без малого 104 года.
О своем музее Бурылин сообщил Толстому в письме от 26 сентября 1907 года:
«Ваше Сиятельство, граф Лев Николаевич.
В продолжение многих лет своей жизни, уступая внутреннему влечению к искусству и знанию, я значительную часть свободного времени и материальных средств обращал на собирание археологических и этнографических редкостей, а также старинных книг, рукописей и эстампов.
Часть моих коллекций я экспонировал на разных выставках, и между прочим, на Средне-Азиатской и Всероссийской в Нижнем Новгороде в
В
Постоянный рост коллекций и библиотеки заставил меня расширить и вновь устроить соответственное для них помещение.
Так образовался мой музей искусства, древностей и книжных редкостей в Иваново-Вознесенске.
Пятидесятилетний юбилей Вашего Сиятельства навел меня на мысль написать портрет великого писателя – Славы Русской Земли, в Русском же отделении устраиваемого мною музея искусства и библиотеки в Иваново-Вознесенске, на что всепочтительнейше прошу разрешения Вашего Сиятельства.
С искренней преданностью Ваш почитатель.
Имею честь быть Вашим покорным слугою Дмитрий Бурылин.
Р.S.: Каталог выставки в Иваново-Вознесенске при сем прилагаю» [1].
Этот каталог имеет свое фиксированное место хранения и экспонирования – шкаф с оружием Л. Н. Толстого в передней дома. Это неслучайно. Посетители ежедневно приходили и приезжали к Толстому за помощью – материальной или духовной. Судя по многочисленным воспоминаниям современников о Толстом, ехали в Ясную Поляну каждый со своими проблемами, но, вместе с тем, как в живой музей, посмотреть своими глазами на необычного графа, где и как живет, удостовериться в правоте народной молвы, что видом своим и образом жизни он прост, в обращении с людьми – уважителен, и на все у него свое мнение. Толстые любили вспоминать шутку сестры Льва Николаевича, насельницы Шамординского монастыря Марии Николаевны, которая однажды, будучи в Ясной Поляне, на вопрос таких любопытствующих, где можно увидеть Льва Николаевича, не смущаясь ответила: «Сегодня льва не показывают, показывают только мартышек» [2]. Поневоле Софье Андреевне уже при жизни мужа, по причине его мировоззрения, приходилось ко многим его вещам относиться как к идейно-музейным.
Так стало с военным и охотничьим оружием Толстого, отказавшегося от охоты, мясоедения, проповедовавшего отказ от военной службы, неучастие в массовых военных убийствах и выступавшего против смертных казней. Выставленные в шкафу со стеклянными дверцами, эти предметы безмолвно напоминали находящимся в передней дома гостям об антимилитаристских идеях Толстого. В эту же первую домашнюю «музейную витрину» Софья Андреевна поместила и каталог, потому что многочисленные коллекции в бурылинском музее, в том числе оружия и вооружения, носили познавательно-культурный характер.
Каталог состоит из 22 фотографий [3], наклеенных на паспарту зеленоватого цвета с виньетками, вложенных в прямоугольную картонную папку с тремя откидными бортиками, обтянутую серо-голубым коленкором (26,5х36,5х6,5). Папка с трех сторон завязывается четырьмя парами черных тесемок, крышка ее украшена золотым тиснением: сверху слева – летящая ласточка; по центру – надпись: «Фотографическiе снимки / изъ коллекции / Д. Г. Бурылина»; вдоль нижнего края справа – «Г. Иваново-Вознесенскъ 1898, сентябрь». Без сомнения, если учитывать нарядное оформление папки и самих фотографий, это владельческий эксклюзивный экземпляр.
На обороте каждой фотографии написаны комментарии черными чернилами той же рукой, что и сопроводительное письмо. Так, на фотографии № 20 такой комментарий: «Музей Дмитрия Геннадiевича Бурылина / Собранiе Редкостей и Древностей / въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске
При сравнении надписей, вытисненных на папке «Г. Иваново-Вознесенскъ 1898, сентябрь» и на фотографии «въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске
Фотографии яснополянского экземпляра каталога выполнены за 10 дней до открытия выставки в Иваново-Вознесенске «20-го апреля… в пользу местного дамского кружка Красного Креста». Таким образом, этот комплект вполне можно было бы назвать охранной съемкой выставленных коллекций. Немаловажно и то, что авторская нумерация фотографий диктует последовательность осмотра выставки – оформления помещения и, собственно, самих коллекций. По ним мы детально воспроизводим содержание выставки, рассказывающей о глубоких исторических культурных корнях отечества и мировой цивилизации. Вместе с тем, эти фотографии имеют обратный эффект: они свидетельствуют о гармонии мировосприятия автора и владельца этой выставки – его высокой духовной жизни, широких интересах и знаниях, мировоззрении, эстетических приоритетах. И это, конечно же, было оценено Толстым и его супругой, о чем мы можем судить по приему Бурылина в доме Толстых, по их известным записям в «Книге отзывов» и дальнейшему сотрудничеству в благотворительных мероприятиях.
На первой фотографии каталога – автограф Дмитрия Геннадьевича черными чернилами: «Портреты фабрикантовъ и основателей фабрикъ г. Иваново-Вознесенска при музее Д. Г. Бурылина» – коллаж из фотографий разных интерьеров, оформление стен выставки. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 2 / Отделенiе первое / Музей промышленности Собранiе образцовъ Ручной набивки Ситца / Местныхъ Ивановскихъ фабрикъ съ
Далее перед нами вертикальная витрина с размещенными в ней многочисленными образцами вооружения. Центральную часть витрины занимает кольчуга, шлем и палица; над этой композицией и по обе стороны от нее – пистолеты, топорики, холодное оружие. Внизу размещены кирасы, пушечки с ядрами, шлемы, мортира. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 3 / Отделение 2-е / Витрина 1-я / Древнее Русское Вооружение / и Кавказское».
В двух шкафах-витринах на полках размещены многочисленные образцы древнерусских сосудов, сбитенников, братин, блюд, ковшей, между ними небольшие металлические ларцы – поставцы, образцы замков с ключами, безмены. Слева, на полу у открытой дверцы шкафа, стоят богато отделанные чеканкой шлем с гребнем и круглый щит. На шкафах несколько старинных металлических сосудов, бюсты исторических деятелей. Потолок украшен настенной росписью. На обороте – надпись черными чернилами: «Фотографiя № 4 / Витрина 2-я / Древне Русская утварь».
В белом широком шкафу-витрине с пятью полками размещены многочисленные образцы древнерусских сосудов: кувшины, братины, несколько чеканных подносов. На средней полке среди кувшинов – небольшой самовар в виде земного шара, лежащего на плечах атланта. На нижних полках – старинные ларцы разных размеров. На шкафу – несколько старинных сосудов. На обороте черными чернилами надпись: «Фотогр. № 5 / Витрина № 3 / Утварь Братины, Орбаны / Ларцы Медные Чеканные серебряные. / Разные костяные Черепаховые и Деревянные».
Далее рядом стоят два витринных шкафа. В левом выставлены старинные металлические кубки, чернильницы, сосуды. В витрине справа – многочисленные старинные сосуды. На полу под витринами несколько ларцов, сундучок, большая чаша. На шкафах – старинные сосуды. На обороте черными чернилами надпись: «Фотография № 6 / Витрина 4 и 5-я / Стопки, замочки / Чернилицы и проч. Русскiе Вещи».
И далее надписи на оборотах следующих фотографий с названиями коллекций, размещенных в витринных шкафах и на столах:
«Фотография № 6 / Витрина 4 и 5-я / Стопки, замочки / Чернилицы и проч. Русскiе Вещи»;
«Фотографiя № 7 / Витрина 6-я / Русскiе древности. Стопки / Фляжки, Стаканы и Печатки проч.»;
«Фотография № 8 / Витрина № 7-й / Древние русские уборы. Кокошники / и Одежды Вериги и Разные принадлежности»;
«Фотографiя № 9 / Средняя Витрина № 8 / Серебряная утварь. Стопки, Орбаны, / Графины, Стаканы, Чарки и Прочiе»;
«Фотогр. № 10 / Отделенiе № 3-е. Витрина № 9 / Китайско-Японские вещи»;
Фотогр. № 11 / Витрина № 10 и 11-й / Китайскiе Японскiе Ciамскiе и / Прочiе предметы Искусства»;
«Фотогр. № 12 / Витрина № 12 / Корейское изображенiе / Китайско Японское божество Сiамъ и Индеi»;
«Фотогр. № 13 / Витрина № 13 / Собрание различныхъ Бурханчиа / Изображенiе / Божества»;
«Фотографiя № 14 / Отделенiе № 5-й Витрина № 14. / Персидскiй Отделъ / Утварь и Прочiе»;
«Фотографiя № 15 / Древнее персидское Арабское / Индейское Средне Азiатское Вооруженiе»;
«Фотографiя № 16 / Отделъ 5-й Витрина № 16 / Собранiе Утвари и Искусства / Персiи, Азiи, Кокандъ, Самаркандъ, Бухары / Хивы, Ташкентъ, Индiи Африки и Аравiя»;
«Фотографiя № 17 / Палата третья Витрина № 17 / Отделъ 6-й / Книжные и Картинные Редкости Раскопки / Медали, Монеты Минiатюры и / Прочiе различные Редкости»;
«Фотографiя № 18 / Отделъ 6-ой Витрина № 18 / Съ Масонскими знаками»;
«Фотографiя № 19 / Отдел № 6-й Витрина № 19 / Собранiе Масонскихъ предметовъ»;
«Фотогр. № 20 / Отделъ № 6-й Витрина № 20 / Мелкiе Одежды, Шарфы, Поясья, Фарту / ки, знаки и Прочiе Вещи, Редкости». По нижнему краю тем же почерком: «Музей Дмитрия Геннадiевича Бурылина / Собранiе Редкостей и Древностей / въ Соб. Доме въ Иваново-Вознесенске
На следующих двух фотографиях – «Образцы первобытныхъ Ивановскихъ ситцевъ / съ 1691 по
Заканчивается каталог фотографией с фрагментом интерьера выставки. По стенам и потолку написаны портреты, а по оконному откосу – перечень владельцев ивановских мануфактур. Под каждым портретом указаны имя и фамилия изображенного. В простенке слева, между окном и стеной, второй снизу – портрет Д. Г. Бурылина.
Как было выше упомянуто, этот каталог несет на себе и «следы» фашистской оккупации Ясной Поляны танковой дивизией Гудериана: фотография № 1 с видом дома Бурылина была безвозвратно утрачена, а на обороте фотографии № 18 фашисты оставили свой автограф. В нижней части угольным карандашом печатными буквами надпись: «MANNSCHAFT», ниже очень крупно: «1 ZUG / 21025». Паспарту проткнуто гвоздем. Вероятно, фотография была использована как объявление с номером отряда, базировавшегося в Доме-музее Л. Н. Толстого.
Примечания
1. Письмо написано на почтовой бумаге черными чернилами рукой Ксении Дмитриевны Бурылиной, вложено в конверт.
На адресной стороне конверта надпись черными чернилами рукой секретаря Толстого, Н. Н. Гусева: «Бурылин просит позволения написать портрет. Отв. 6 окт. Н. Г.».
На обороте конверта рукой Л. Н. Толстого графитным карандашом: “Отправить”.
2. Толстой С. Л. Очерки былого.
3. Ранее в каталоге было 23 фотографии. В период фашистской оккупации Ясной Поляны в октябре – декабре 1941 года альбом вместе с рядом неэвакуированных мемориальных предметов оставался в Доме-музее Л. Н. Толстого. Фотография под № 1 «Дом Бурылиных в Иваново-Вознесенске» была утрачена.
4. Додонова А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. С. 72.
5. Событие не установлено.
© Е. Г. Корнаухова