Н. Н. Тимошина
(ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина)
К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ
СОБРАНИЯ НУМИЗМАТИКИ Д. Г. БУРЫЛИНА
Переписка Д. Г. Бурылина
с известными коллекционерами-нумизматами.
Некоторые приобретения и передачи
нумизматической коллекции
В настоящее время фонды нумизматики Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина насчитывают около 100 тысяч единиц хранения. Основу коллекций составляют предметы, собранные основателем музея Д. Г. Бурылиным. Собирать монеты он начал в детстве, и эта коллекция до конца его жизни была одной из самых любимых. Первые монеты ему достались после смерти деда, Диодора Бурылина. Став постарше и увлекшись собирательством, Д. Г. Бурылин приобретал русские и иностранные монеты и медали в больших количествах. С годами, приобретая опыт и знания, ему удавалось покупать редкие экземпляры, в результате были собраны весьма интересные и значительные коллекции русских, античных, восточных и западноевропейских монет и медалей.
Дмитрий Геннадьевич с
В переписке с московским нумизматом К. С. Мирзоевым идет речь о разных предложениях, приобретениях и о помощи в определении некоторых предметов. В письме от 18 мая
Сергей Иванович Чижов, нумизмат из Москвы, живущий на Большой Якиманке, в д. Шрадера, в письме от 8 сентября
С марта
Несколько лет Бурылин переписывался с П. И. Щукиным – историком, коллекционером, создателем музея «Российские древности» в Москве. В письме от 4 октября
С известным нумизматом Павлом Васильевичем Зубовым, проживавшим в Москве на Большой Алексеевской, в
Была переписка с А. Хребтовым из Санкт-Петербурга – автором книги «Памятная книжка для собирателей монет», два издания которой имеются в собрании редкой книги музея16. В одном из писем А. Хребтова пришло сообщение об избрании Бурылина в действительные члены «Русского собрания» 31 марта
Несколько лет – с марта
Дмитрием Геннадьевичем была собрана значительная библиотека, куда вошли каталоги, определители, атласы и разные указатели по нумизматике. В начале ХХ в. он приобрел определители И. И. Толстого , Д. Н. Чудовского , Г. Щуровского, Тизенгаузена, Ю. Г. Иверсена за 40 рублей30. В ноябре
С бурылинской коллекцией монет и медалей в 1880-е гг. работал Татаринов. Из их переписки видно, что вместе с Бурылиным они разбирали восточные и европейские монеты, причем Бурылин «отбирал азиатские монеты», а Татаринов – европейские. Монеты укладывались «по местам, иногда по степени определения и прибавления предметов менялся самый порядок размещения предметов»33, работал он и с русскими медными медалями и римскими монетами34.
Переписка с Витольдом Больцевичем, владельцем старых вещей в Варшаве, длилась с декабря
После Октябрьской революции Бурылин продолжает работать над пополнением коллекции. Так, в 1918—1923 гг. им была собрана большая коллекция ценных бумаг и бумажных денег разных городов, банков, правительств, частных учреждений России того времени38.
В этой работе обозначены далеко не все источники поступлений предметов нумизматики, а лишь значимые имена нумизматов – исследователей и любителей, известные и выявленные по переписке на сегодняшний день.
С конца 1920-х гг. начался процесс передачи предметов из Ивановского музея в Госфонд, другие музеи. В
На сегодняшний день, несмотря на некоторые передачи в другие музеи, собрание нумизматики ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина является весьма ценным и представляет интерес для исследователей. С нумизматическими коллекциями музея в разное время работали известные ученые-нумизматы, сотрудники Государственного Эрмитажа А. Н. Зограф (в архиве хранятся его черновые тетради с описями монет и медалей, поступивших из собрания Я. П. Гарелина)39, в 1950-е гг. – А. А. Быков и сотрудник Русского музея А. А. Войтов, благодаря которому были составлены описи на некоторые коллекции нумизматического фонда. Зав. отделом нумизматики ГИМа Н. Д. Мец, познакомившись с музейной нумизматической коллекцией, в письме от 13.11.1959 г. написала в адрес музея такие строки: «Ваша коллекция единственная в своем роде – гордитесь!» В 2000-х гг. в музее, благодаря помощи научных сотрудников отдела нумизматики Эрмитажа Н. В. Ивочкиной, Г. Б. Шагуриной, Ю. Л. Дюкова, В. В. Гурулевой, была проведена исследовательская работа в области дальневосточной и античной нумизматики, изучались ближневосточная и византийская коллекции монет музея. Все специалисты отмечали, что нумизматическое собрание музея, основную часть которого составляет бурылинская коллекция, остается одним из значительных и интересных собраний музеев России.
Примечания
1. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д.
2. Там же. Д.
3. Там же. Д.
4. Московское нумизматическое общество.
5. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д.
6. Там же. Л. 582.
7. Там же. Д.
8. В их числе: 4 – на открытие памятника Александру III, 3 – на открытие памятника Скобелеву, 5 разных – на юбилей 1812—1912 гг.
9. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д.
10. Там же. Л. 39.
11. Там же. Л. 41, 42.
12. Там же. Д.
13. Там же. Л. 2.
14. Там же. Д.
15. ИГОИРМ 80631/80.
16. ИГОИРМ 80631/85, 69.
17. ГАИО. Ф. 205. Оп. 1. Д.
18. Там же. Д.
19. Там же. Л. 68.
20. Там же. Л. 67.
21. Там же. Л. 56.
22. Там же. Д.
23. Там же. Д.
24. Там же. Л. 36.
25. Там же. Л. 45.
26. Там же. Л. 44.
27. Там же. Л. 41.
28. Там же. Л. 35.
29. Там же. Л. 38.
30. Там же. Д.
31. Там же. Д.
32. Там же. Л. 15.
33. Там же. Д.
34. Там же. Л. 1.
35. Там же. Д.
36. Там же. Л. 290.
37. Там же. Д.
38. Там же. Д.
39. Там же. Л. 375—377.
© Н. Н. Тимошина
К. П. Яркова
А. С. Сироткин
(Ивановская областная научная библиотека)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КНИЖНОГО СОБРАНИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В ФОНДАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Проблема разрозненности музейных коллекций как проблема сохранения и трансляции отечественного культурного наследия, предложенная к обсуждению Ивановским государственным историко-краеведческим музеем имени Д. Г. Бурылина, в равной мере актуальна и для библиотечного сообщества, которое сегодня также находится в поиске решений задачи реконструкции библиофильских собраний, чья целостность была нарушена в XX столетии. Книжные коллекции подвергались тем же процедурам, что и музейные: перемещения, распределения, передачи и т. п., в результате утрачивалась историческая судьба как отдельной книги, так и всего собрания в целом.
Заинтересованное участие Ивановской областной научной библиотеки в проекте музея предопределено уже тем, что мы являемся достаточно крупным фондодержателем части книжного собрания Д. Г. Бурылина, и вопросы его научного изучения, обеспечения сохранности и защиты, наряду с введением в активный исследовательский и экспозиционный оборот, удивительно созвучны тем задачам, которые стоят сейчас перед библиотекой в рамках реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации (подпрограмма «Книжные памятники РФ»). В их числе также необходимость объединения усилий фондодержателей для корпоративной деятельности по созданию электронной базы сводных каталогов личных библиотек России. В идеале должны образоваться своды библиографических описаний изданий из частных коллекций известных книголюбов нашей страны, что позволит воссоздать их судьбу и ввести в широкое культурное пространство как единое целое.
Со времени выделения в ИОНБ фонда редких документов в
Собственно книжная часть коллекции из библиотеки Д. Г. Бурылина (т. е. без учета периодических изданий), которая хранится в фонде редких документов ИОНБ, насчитывает более 500 изданий. Собрание универсально по тематике и включает документы из всех отделов по классификации, представленной в I томе «Каталога Библиотеки музея» от
Самое раннее издание в нашей части коллекции датировано
Книга эта не отмечена штампами библиотеки музея Д. Г. Бурылина, но подписана самим владельцем и имеет небольшую бумажную наклейку на корешке с указанием отдела и номера. В каталоге же против нее помещен знак ♦ (черный ромб), в данном случае, несомненно, указывающий на редкость и ценность издания. История публикации текста «Путешествия...» весьма примечательна. По возвращении на родину Василий Григорович-Барский хотел пересмотреть и исправить свои путевые записки, разложить по местам рисунки (он не только описывал увиденное, но и зарисовывал виды, планы и фасады примечательных мест и построек – рисунков и чертежей набралось около 150), но не смог: помешала скоропостижная кончина. После смерти Григоровича рукописная книга осталась у его матери, которая разрешала ее списывать всем желающим. Так списки «Путешествия…» множились по всей Малороссии. По словам первого издателя В. Г. Рубана, «…в Малой России и в окружающих оную губерниях нет ни одного знатного места и дома, где бы не было ее списка. Почти во всех российских семинариях, для епархиальных архиереев, по несколько раз ее переписывали, благочестивые же люди из духовных и мирских состояний за великие деньги доставали оную».
Часть рисунков и рукопись книги были отданы епископу Псковскому Симону Тодорскому, который после правки текста хотел напечатать записки, но не успел – умер в
Большая часть книг – более 100 изданий – относится к разделу беллетристики (соответствующий отдел каталога
Из раритетов VII отдела коллекции Д. Г. Бурылина «Русская литература» – 2-е издание «Кадма и Гармонии» М. М. Хераскова (1733—1807)
Второй по количеству изданий отдел – книги по истории и историческим дисциплинам. Например, знаковый для отечественной историографии труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» в собрании Д. Г. Бурылина представлен в шести изданиях XIX в. Первое восьмитомное издание 1816—1817 гг. финансировал император Александр I, оставив при этом право продажи тиража за автором. Корректуры держал сам Николай Михайлович. Книга печаталась сразу в нескольких типографиях (военной, медицинской и сенатской), что отражено на титульных листах томов. 28 января
Отметим еще одну примечательную особенность «бурылинского» экземпляра «Истории…»: разные тома имеют различные переплеты, что свидетельствует о том, что приобретались они Д. Г. Бурылиным, скорее всего, в разное время и у разных владельцев. 1-й, 2-й, 6-й, 7-й и 8-й тома – в одинаковых цельнокожаных переплетах эпохи с изящным золотым тиснением на крышках и корешках, с золотыми образами и форзацами из синей мраморной бумаги, в каждом томе – тонкое ляссе из атласа. 3-й и один из экземпляров 4-го тома имеют комбинированные переплеты: бумага «птичий глаз» на картоне, уголки и корешок кожаные, обрезы синего крапления, ляссе. Дублетный экземпляр 4-го тома также в цельнокожаном переплете с простым геометрическим потухшим тиснением золотом на крышках и корешке имеет обрез синего крапления.
Одно замечание к вопросу об «отсутствующем» пятом томе. В фонде редких документов имеется этот том первого издания, к тому же его переплет идентичен переплетам описанных 3-го и 4-го томов. Однако он не обладает никакими владельческими признаками, что не позволяет нам однозначно определить его как экземпляр бурылинской библиотеки. К счастью, удачной для исследователей особенностью коллекции Д. Г. Бурылина является то, что все-таки большая часть книг отмечена либо штампом, либо личной подписью владельца. Поскольку очевидно, что успешно воссоздать можно лишь те собрания, чьи издания имеют указания на принадлежность к ним, в нашем случае процесс реконструкции значительно упрощается.
Как известно, в собрании Д. Г. Бурылина, подаренном им в
К сожалению, каталог библиотеки Д. Г. Бурылина не содержит сведений об этом издании. В фонде редких документов ИОНБ была обнаружена лишь вторая часть, содержащая три трактата. Экземпляр дефектный: отсутствует шмуцтитул к первому трактату, который, видимо, был отмечен круглым штампом Д. Г. Бурылина (имеется расплывшийся отпечаток оттиска на внутренней стороне верхней крышки переплета). Однако, по счастью, штамп был продублирован на последней странице книги, поэтому у нас есть абсолютная гарантия принадлежности этого редчайшего экземпляра бурылинской коллекции.
Очевидно, что о книгах бурылинской коллекции можно говорить долго, интересно, красочно, потому что каждая имеет хотя бы одну грань, определяющую ее самоценность, эксклюзивность и притягательность как для экспрессивного библиофила, так и для сдержанного и кропотливого ученого-книговеда. Даже представленные в этой небольшой публикации единичные примеры документов позволяют говорить о том, что великолепно подобранное библиофильское собрание провинциального коллекционера рубежа XIX—XX вв. сегодня играет роль уникального источника историко-культурологических и книговедческих исследований и, вне всяких сомнений, имеет статус общенационального достояния.
Задача реконструкции и представления аутентичного книжного собрания Д. Г. Бурылина, безусловно, должна решаться корпоративными усилиями всех современных держателей ее разрозненных частей. Ивановская областная научная библиотека свое участие в этом процессе видит по ряду основных направлений:
1. На сегодняшний день мы имеем основания полагать, что не все экземпляры бурылинской коллекции идентифицированы и учтены в служебных картотеках фонда редких документов библиотеки, в других фондах также могут храниться «пропущенные» (не выявленные по разным причинам) тома. Подтверждение тому – эпизодические находки сотрудниками книг, обладающих владельческими знаками Д. Г. Бурылина (последний экземпляр выявлен в фонде художественной литературы). Мы уже упоминали о группе книг из отдела иностранной литературы, и также есть вероятность, что 100 изданий – цифра далеко не окончательная. Известно, что часть книг хранится в фондах Информационно-краеведческого центра. Исходя из этого, одним из важнейших направлений работы по изучению книжного собрания Д. Г. Бурылина должно стать, прежде всего, выявление всех экземпляров, распыленных по различным фондам библиотеки, путем их систематического исследования и сверки с каталогом библиотеки музея
2. Следующая задача, решение которой напрямую зависит от степени объединения усилий всех заинтересованных сторон, – это установление генеалогии бурылинской книжной коллекции в фондах ИОНБ. В нашем случае ситуация с «историей» появления ее части в библиотеке не столь очевидна, как в варианте с «масонским собранием», переданным в Эрмитаж. Принято считать, что основная часть книг была передана в библиотеку в 20—30-е гг. прошлого века. Однако, исходя из инвентарных номеров, отдельные экземпляры регистрировались и в более позднее время: целая группа документов, например, прошла по акту
3. Разумеется, магистральным направлением работы библиотеки над изучением наследия Д. Г. Бурылина (которое замечательно вливается в русло проекта, выдвинутого музеем) является составление качественного каталога всех выявленных изданий с полным библиографическим описанием, желательно, в сопровождении книговедческих аннотаций.
4. Собрание Д. Г. Бурылина включает книги разных исторических эпох, экземпляры из многочисленных частных библиофильских коллекций как известных, так и не очень известных ценителей книги, иностранные издания; поэтому не удивительна та пестрота переплетов, которая ему присуща: от простоватых издательских до роскошных индивидуальных владельческих. Подобная мозаичность и космополитичность во внешнем оформлении книг определяет увлекательнейший вид исследовательской работы с коллекцией. Книжный переплет – очень необычный, при этом весьма информативный источник сведений, касающихся не только самой личности собирателя, но и отражающих особенности разных времен и культур, сплетая «невидимые нити, образующие связь времен» (М. В. Сеславинский). Поскольку переплетное мастерство, как оригинальный вид искусства, замечательно представлено в собрании Д. Г. Бурылина, то формирование и описание образцов переплетов его библиотеки, на наш взгляд, представляет не только интересный творческий, но и важный и перспективный в плане актуализации этого пласта культурного наследия процесс.
5. Упоминавшаяся нами часть документов на иностранных языках также требует углубленного изучения, описания и систематизации, поскольку подобная работа в библиотеке еще не осуществлялась. В общих чертах «иностранный отдел» коллекции Д. Г. Бурылина представляет собой собрание книг XVIII – начала XX в. в подавляющем большинстве на французском языке, изданных парижскими типографами (в том числе легендарными Дидо). Преобладает художественная литература, но многие книги посвящены европейской истории, а также географии и этнографическим исследованиям.
6. Особую ценность этим документам придают владельческие книжные знаки предыдущих владельцев – автографы, экслибрисы, суперэкслибрисы, различные виды печатей, встречающиеся на многих экземплярах. Говорить о том, что такие книги уникальны, наверное, было бы банально, а вот их изучение предполагает особый подход в рамках такого исследовательского направления, как атрибуция, идентификация, описание и каталогизация автографов и владельческих книжных знаков в собрании Д. Г. Бурылина.
7. Если все перечисленные направления можно обозначить, в целом, как научно-исследовательские, то выставочная деятельность решает проблему популяризации и обеспечения широкой доступности коллекции.
Начиная с
– «Публичная лекция в библиотеке» – проект, реализуемый с
– «Учитель, воспитай ученика» – ежегодный проект, реализуемый ко Дню российской науки и Дню знаний, сопровождаемый различными тематическими выставками. Здесь были представлены труды Д. И. Менделеева («Заветные мысли». СПб., 1904) и М. В. Ломоносова (уже упоминавшийся второй том собрания сочинений, изданного в
Эти факты говорят о том, что книги из собрания Д. Г. Бурылина, хранящиеся в ИОНБ, регулярно используются при проведении важнейших мероприятий библиотеки, которые организуются совместно с вузами г. Иваново, и привлекают внимание научной общественности.
В заключение отметим, что в фонде редких документов ИОНБ сегодня хранятся также коллекции и книги из личных библиотек многих известных деятелей науки, искусства, политики, части книжных коллекций знаменитых дворянских фамилий (Шереметевых, Паниных, Барятинских, Щербатовых, Мусиных-Пушкиных и мн. др.) и членов императорской семьи. Сейчас эти единичные экземпляры с личными владельческими книжными знаками и автографами исторических персонажей составляют несомненную гордость библиотеки, но, к сожалению, вопрос о том, как и когда они попали в наши фонды, пока остается открытым. Есть надежда, что проекты по воссозданию единства собраний (будь оно музейное либо исключительно книжное) в виртуальной форме, с вовлечением максимального количества держателей, дадут возможность проследить и восстановить историческую судьбу каждого объекта культурного наследия.
© К. П. Яркова
© А. С. Сироткин
А. В. Полищук
(Государственный Русский музей)
ЖЕТОНЫ И МЕДАЛИ ИЗ БЫВШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
Д. Г. БУРЫЛИНА, ПОСТУПИВШИЕ ИЗ ИВАНОВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕЯ
В
По акту № 2320 от 28 ноября
Как было установлено по документам, хранящимся в Русском музее, в
В результате проведенной работы был выделен обменный фонд, включавший в том числе и русские монеты и медали. Надо отметить, что под медалями подразумевались, кроме собственно медалей, многочисленные жетоны. Перечень русских медалей обменного фонда был направлен Ивановским музеем в Ленинград. В ответном письме дирекция Русского музея благодарит коллег из Иваново и принимает их предложение отобрать для собрания нумизматики Русского музея ряд медалей и жетонов, которые значатся под 22 порядковыми номерами присланного списка. В связи с тем что в ряде случаев под одним номером списка было указано несколько экземпляров, то общее количество отобранных для передачи медалей и жетонов составляло 49 единиц хранения.
Обратимся к архивным документам. В письме (от 21 октября
1) жетон бронзовый на 200-летие СПб.;
2) жетон в честь Анат. Дурова;
3) жетон в честь нумизмата В. Квиткова;
4) медаль в память освобождения болгар в
5) жетоны юбилейные в память Пушкина, Толстого, Гоголя, Суворова, Мицкевича и др.;
6) медаль в память II русского парламента (Гос. думы),
В ответном письме к А. А. Войтову от 30 октября
В письме на имя А. А. Войтова (без даты, но косвенно можно датировать его первой половиной
Поступившие из Ивановского музея в ГРМ жетоны и медали тематически можно сгруппировать следующим образом:
– юбилейные жетоны и медали в честь выдающихся личностей – Пушкина, Гоголя, Толстого и др.;
– жетоны и медали в память различных исторических событий, например на 900-летие крещения Руси (1888), на 200-летие Санкт-Петербурга (1903), 200-летие Полтавской битвы (1909), в память 4 апреля
– жетоны в честь разных лиц (общественных, военных, политических деятелей), оставивших след в нашей истории, например, жетоны в память 100-летия со дня смерти А. В. Суворова, на открытие памятника М. Д. Скобелеву, жетон в честь генерала А. Стесселя – коменданта крепости Порт-Артур, политического деятеля В. М. Пуришкевича и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Юбилейные жетоны и медали
В
На медалевидном серебряном жетоне работы неизвестного мастера изображен поясной портрет поэта в сюртуке (три четверти вправо). На другой стороне – лира, по сторонам которой годы: 1799—1899. Под лирой помещены строки: И долго буду тем / народу я любезен / что чувства / добрые я лирой / пробуждал (изображение 2).
На оригинальном фигурном жетоне из бронзы, имеющем форму лиры, в овале помещен портрет Александра Сергеевича с надписью по окружности: Поэт А. С. Пушкин. На оборотной стороне в овале надпись в шесть строк: 1799—1899 / Душа / в заветной / лире / мой прах / переживет (изображение 3).
На лицевой стороне фигурного бронзового жетона работы варшавского художника и медальера В. Островского помещен погрудный портрет А. С. Пушкина (профиль влево) в овальной украшенной рамке. Внизу – лира и гусиное перо, по сторонам – даты 1799—1899. На оборотной стороне помещено изображение памятника А. С. Пушкину в Москве, с надписью по окружности. На обеих сторонах – метка гравера W. O. (изображение 4).
И, наконец, жетон из белого металла работы неизвестного гравера. Жетон оставляет впечатление кустарности и примитивности: на одной стороне представлено изображение поэта с грубыми чертами лица, на другой – надпись: В память / 100-летия / со дня / рождения. Под надписью изображены две лавровые ветви, перевязанные лентой (изображение 5).
Рассмотренный ряд предметов (изображения 1—5) одного частного собрания (в данном случае – Д. Г. Бурылина) демонстрирует разнообразие работ (как в художественном плане, так и на исполнительском уровне), отобразивших 100-летний юбилей великого русского поэта в медальерном искусстве.
В
Среди группы жетонов и медалей в память исторических событий рассмотрим бронзовую медаль «В память 4 апреля 1866 года». Весной
Разновидность известной медали с написанием фамилии «Комисаров» не встречается в литературе.
Жетоны в честь общественных, военных,
политических деятелей
Рассмотрим один из таких жетонов, поступивший из Ивановского музея и посвященный памяти выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова.
В
В
На жетоне помещен погрудный портрет М. Д. Скобелева с пышными усами и бакенбардами в мундире генерал-адъютанта при орденах. По окружности надпись: Народный герой 1877—1878 гг. М. Д. Скобелев. На оборотной стороне – изображение конного памятника Скобелеву в Москве. По окружности надпись: Открыт.[ие] памятника М. Д. Скобелеву в Москве, по сторонам изображения – дата открытия: 1912 / 24 Июн[я] (изображение 9). Следует обратить внимание, что на оборотной стороне жетона из собрания Русского музея над изображением памятника хорошо видны цифры «25», сделанные фиолетовыми чернилами. Это, возможно, старый каталожный номер, которым собиратель пометил предмет своей коллекции. Это мог быть сам Дмитрий Геннадьевич Бурылин, хотя доказательств для такого смелого предположения пока нет.
В собрании фонда нумизматики Русского музея хранится любопытный экспонат – фигурный жетон из меди в честь «доблестного героя Порт-Артура» генерала А. Стесселя (изображение 10). На одной стороне жетона в фигурной рамке помещен его погрудный портрет без головного убора в военном мундире с орденами; на другой – надпись в несколько строк: Доблестный / герой / Порт-Артура / ген[ерал] лейт[енант] / г[енерал] ад[ъютант] / А. Стессель.
Генерал-адъютант Анатолий Михайлович Стессель (1848—1915) – комендант крепости Порт-Артур (с августа
Отсутствие даты на жетоне делает возможным существование нескольких версий его бытования. Согласно одной из них, жетон был выпущен еще до сдачи японцам Порт-Артура, когда имя генерала А. М. Стесселя связывалось с героической обороной города, и, возможно, жетон мог использоваться как наградной. По другой версии, выпуск жетона был осуществлен после сдачи крепости Стесселем и не восхвалял, а в унизительной форме клеймил позором человека, нарушившего присягу и не выполнившего до конца свой воинский долг. «Патриот» В. М. Пуришкевич написал на приговор А. М. Стесселю едкую эпиграмму:
Я слышал – Стессель Анатоль
Посажен за измену в крепость.
Какая, говорю, нелепость:
Он сдаст и эту, ma parole!
Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870—1920) был яркой фигурой на политическом небосклоне начала ХХ в. Из бывшей коллекции Д. Г. Бурылина происходит жетон, посвященный этому неоднозначному политическому деятелю, монархисту и черносотенцу, члену Государственной думы, одному из организаторов «Союза русского народа». Жетон выполнен из высеребренной меди, на лицевой его стороне расположен погрудный портрет Пуришкевича (прямо). В углах жетона сверху – буквы (инициалы) «В» и «М», под портретом на ленте – «Пуришкевич». На оборотной стороне надпись: Лидер / союза / русского / народа (изображение 11).
Поступившая в Русский музей небольшая часть бывшего собрания ивановского мецената и коллекционера Дмитрия Геннадьевича Бурылина, состоящая из жетонов и медалей, дает широкое представление о политической, общественной и культурной жизни рубежа XIX—XX вв., воплотившейся в многочисленных произведениях медальерного искусства.
© А. В. Полищук
Н. А. Рыжикова
(Ивановский областной художественный музей)
КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В СОБРАНИИ
ИВАНОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Проблемы реконструкции
В 1959 году в Иванове на основе коллекций областного краеведческого музея был образован художественный музей1. Передача на постоянное хранение более 16 тысяч экспонатов по коллекционным спискам была оформлена актом № 1829 от 2 июля 1961 года. Источники поступления музейных предметов в ИОКМ, в том числе их принадлежность коллекции Д. Г. Бурылина, в списках не были указаны.
Попытка реконструкции коллекции Д. Г. Бурылина в составе ИОХМ как самостоятельная исследовательская проблема обозначилась в середине 1990-х годов в контексте всеобщего интереса к истории отечественного, в том числе провинциального, собирательства. При этом на сегодняшний день полное и точное установление ее объема и численности не представляется возможным в силу объективных причин, к которым прежде всего отнесем: 1) ограниченный потенциал идентификации музейных предметов по «прижизненным» собирателю документальным и визуальным источникам; 2) отсутствие в ИОХМ первичной учетной документации переданных коллекций.
Так, в Каталоге выставки древностей и редкостей2 (1903) традиционно представлен лаконичный перечень экспонатов без описания, атрибутивных данных, отчего можно (за редким исключением) лишь предполагать, какая конкретная вещь имеется в виду. При установлении визуального соответствия предметов по фотографиям, сохранившим первозданный облик залов Музея промышленности и искусства, необходимо учитывать, что фото были сделаны после приобретения Бурылиным коллекции А. Л. Дурова в 1913 году3. Из этой коллекции в ИОХМ происходят некоторые древнеегипетские и античные памятники, целый ряд предметов русского и восточного прикладного искусства, множество произведений изобразительного искусства и скульптуры (в том числе живопись и рисунки В. Г. Перова, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, В. Д. Поленова, скульптура И. Н. Жукова, Б. М. Микешина и др.).
Из ИОКМ в художественный музей поступило более 3 тысяч предметов из дерева, кости, фарфора, керамики, стекла, металла, ткани. В свое время они составили основу нескольких коллекций – ДПИ, скульптуры, драгоценных металлов. Нужно принять во внимание, что в период
Представляется логичным при попытке восстановления бурылинского наследия в составе ИОХМ ориентироваться на комплексы предметов, в основу комплектования которых положен коллекционный принцип. Таковыми в музее являются собрания памятников культуры и искусства Древнего мира, коллекции резной кости, предметов из серебра, так называемая «восточная коллекция» Бурылина, собрание рисунков, печатной графики и книг.
В собрании памятников Древнего мира (Египет, Греция, Рим) учтено 756 предметов (включая некоторое число современных Бурылину подделок). Подлинные предметы были установлены ведущими специалистами из столичных музеев России и датируются временем от периода египетского Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) до Римского периода (
Из собрания Д. Г. Бурылина происходит высоко оцененная специалистами коллекция резной кости, насчитывающая более 300 произведений. В ней представлено небольшое, но уникальное собрание немецкой школы резчиков XIX века – массивные, оправленные в серебро декоративные кружки, олифанты из целого слонового бивня, створчатые фигурные реликварии. Более многочисленны изделия из моржовой кости конца XVIII – первой трети XIX века холмогорских резчиков – настольные бюро и комодики, ларцы-теремки, шкатулки, коробки для рукоделия, объемные многофигурные композиции, коллекция шахмат.
К наследию Д. Г. Бурылина относятся около 500 памятников русского серебряного дела, представленного ведущими центрами и мастерами XVIII – начала ХХ столетия. Это жалованные ковши, кубки, стаканы, чарки, предметы быта и православного культа, ювелирные украшения и пуговицы.
К началу ХХ века в собрании Д. Г. Бурылина выделилась крупная и разноплановая коллекция предметов культа и быта стран Востока – так называемая «восточная коллекция». В различных фондах ИОХМ (живопись, рисунок, ДПИ, скульптура, драгоценные металлы, лаки) учтено более 1 300 произведений XVIII – начала XX в.; это самое значительное собрание среди провинциальных музеев Центральной России. Широко представлены ремесленные изделия, этнографические материалы, культовые предметы различных религиозных конфессий (ислам, буддизм, ламаизм, даосизм, индуизм), дающие богатый материал для изучения религии и культуры Востока.
Среди произведений прикладного искусства мусульманских стран преобладают изделия персидских и среднеазиатских торевтов. Украшенные арабесковым орнаментом медные и латунные узбекские кувшины, сосуды для омовения, котлы, самовары, чайники изготовлены в Бухаре, Хиве, Карши, Шахрисабзе, Самарканде. Некоторые сосуды датированы, содержат надписи (выдержки из Корана), имена мастеров или владельцев посуды. Основная часть коллекции ювелирных украшений из серебра выполнена в среднеазиатском регионе, на Кавказе и мусульманском Поволжье – браслеты, перстни, височные подвески, татарские накосники («чулпа»), массивные пряжки и пояса. Представлены этнографические материалы и предметы культа – кешкули (сумки странствующих монахов-дервишей), подставки для Корана («лавх»), пеналы («калямданы») для хранения письменных принадлежностей, табакерки («носковок») и кальяны («чилим») из специально выращенных тыкв, керамическая посуда из Самарканда, Бухары, Ферганской долины, Хорезма. Большой редкостью для провинциального собрания являются четыре портрета персидских шахов сефевидской и каджарской династий. Специалисты из Эрмитажа полагают, что портреты выполнены во второй половине XIX века, а в качестве образцов использовались более ранние изображения.
Искусство Дальнего Востока представлено предметами культа и быта эпохи правления династии Цин (Китай) и периодов Эдо и Мэйдзи (Япония). В этнографическом плане интерес представляют китайская и монгольская вышитая обувь, головные уборы, аксессуары (веера, бамбуковые зонты, очки, спиночесалки, курительные трубки, дорожные столовые приборы из цевки и кожи «галюшá»), чайницы из папье-маше, фарфоровая и бронзовая посуда, поделки из мыльного камня (агальматолита). Графическое собрание составляют китайские акварели на рисовой бумаге, поздняя японская ксилография и макимоно (рисунки на бумаге и шелке).
Предметом гордости ориентальной коллекции Д. Г. Бурылина было собрание восточной религиозной пластики и храмовых принадлежностей, его основная часть хранится в художественном музее. Коллекция насчитывает 245 скульптур и несколько десятков культовых предметов из Японии, Китая, Тибета, Монголии, Индии. Различные по величине фигуры божеств выполнены из меди, бронзы, серебра, дерева, камня, керамики. Ядро собрания составляет тибетская и монгольская пластика. Это изображения Будды Цзонхавы, Амиды, Майтрейи, Авалокитешвары и его женских эманаций – Белой, Желтой и Зеленой Тары (божества сострадания и милосердия), а также божеств буддийского пантеона – Докшиты, бодхисатвы, божеств войны, счастья, медицины, богов стихий, священных животных. К культовым принадлежностям относятся парные алтарные вазы и чаши, курильницы, подсвечники, священные зеркала, гонги, трещотки и другие музыкальные инструменты для богослужения.
В ИОХМ было передано более 9 тысяч произведений русской и зарубежной графики – рисунки, акварели, резцовые гравюры, офорты и литографии, среди которых – отдельные листы, графические сюиты, серии, более 60 книг и альбомов. Коллекция была инвентаризирована и систематизирована в 1980—90-е годы. География собрания включает произведения многих школ русской и европейской гравюры XVI—XIX столетий (Италия, Франция, Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Польша, Швейцария, Швеция и др.). Собрание неоднородно по художественной ценности, более половины листов пока значатся как произведения монограммистов и неизвестных художников. Жанрово-тематический диапазон потрясающе обширен: гравированные копии с картин знаменитых художников; портреты царствующих особ, исторических персонажей и безвестных лиц; бытовые, мифологические и религиозные сюжеты; видовые гравюры, городские достопримечательности и батальные сцены; русский церковный лубок; карикатуры и модные картинки; учебные пособия по рисованию и различным наукам; афиши, плакаты и календари; орнаменты, заставки, виньетки различных эпох и стилей и многое другое.
Долгое время в ИОХМ принадлежность старинных рисунков и гравюр коллекции Д. Г. Бурылина признавалась априори и не подвергалась сомнению. Однако со временем выяснилось, что источники происхождения большинства экспонатов графической коллекции нужно уточнять по первичной учетной документации ИГИКМ: часть произведений имеет наклейку некоего Художественно-исторического музея с инвентарным номером; на других – штамп с номерами ИОКМ и аббревиатурами отделов Иваново-Вознесенского губернского музея. Безоговорочно принадлежащими бурылинскому собранию можно считать ту часть рисунков и графических листов, где сохранился штамп «Библиотека музея Д. Г. Бурылина», проставленный в 1914—1917 годах, либо стоит автограф собирателя. Количество таких рисунков и гравюр не подсчитывалось. Среди них встречаются редкие вещи – гравюры нидерландской школы XVI—XVII вв.; французская, немецкая и итальянская графика XVII—XIX вв. (альбом «Виды Рима»
Проблема реконструкции культурного наследия Д. Г. Бурылина включает не только формальное восстановление объема его собрания во всей полноте. В числе приоритетных задач – включение музейных предметов в экспозиционную практику и научный оборот. Однако умышленное забвение имени иваново-вознесенского собирателя в течение долгих лет, пренебрежительное отношение к его наследию, ненадлежащие условия хранения еще во времена, предшествовавшие образованию ИОХМ, а затем неоднократные переезды и перемещения коллекций привели к значительному ухудшению сохранности экспонатов. Так, из восточного собрания и коллекций прикладного искусства реально можно экспонировать лишь десятую долю вещей, остальные нуждаются в реставрации. Многие листы графической коллекции надорваны, загрязнены, измяты, со следами водных затеков, пятнами различного происхождения. Накрученные на валы монументальные живописные полотна, в начале ХХ века украшавшие Белый зал Музея промышленности и искусства, нынешнее поколение зрителей может не увидеть. В 1980—90-е годы ИОХМ имел возможность реставрировать вещи на бесплатной основе (лубок, русскую графику), при этом реставрация длилась десятилетиями. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в 2000-е годы была реставрирована основная часть коллекции холмогорской кости. Реставрация произведений в настоящее время – дорогостоящий процесс, и если эта работа не будет финансироваться, виртуальный музей Д. Г. Бурылина воистину приобретет статус «воображаемого».
Еще одна актуальная тема – научное освоение наследия собирателя. Наличие в ИОХМ таких своеобразных и разноплановых коллекций, как памятники культуры и искусства Древнего мира, восточное собрание, западноевропейская гравюра, требуют особых знаний и привлечения специалистов для того, чтобы исследователи, а впоследствии и зрители, могли получить качественную и достоверную информацию о предмете. В настоящее время многие произведения находятся в процессе изучения, предполагающего возможности новых открытий, изменения в атрибуции, выяснение биографии отдельных экспонатов собрания.
Примечания
1 Ивановский областной художественный музей образован 19 мая
2 Каталог выставки древностей и редкостей из собрания Д. Г. Бурылина. Иваново-Вознесенск: Типо-Литография А. И. Дилигенского, 1903.
3 Дуров Анатолий Леонидович (1864—1916) – знаменитый цирковой артист, художник-любитель, коллекционер. Выступал в воронежском цирке Труцци как клоун и дрессировщик животных. В
© Н. А. Рыжикова
Р. В. Краснов
(Государственный Русский музей, сектор нумизматики)
ПОСТУПЛЕНИЕ ДУБЛЕТНОЙ ЧАСТИ КОЛЛЕКЦИИ МОНЕТ
ИЗ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ
С поступлением в 1919—1923 годах дублетной части богатейшего собрания графа И. И. Толстого (1858—1916), переданной И. И. Толстым-младшим (1880—1954), началось возрождение нумизматической коллекции Государственного Русского музея (далее – ГРМ).
Новый этап в формировании этого собрания наступил в середине 1950-х годов, когда в 1955 году в структуре ГРМ был образован сектор (секция) нумизматики, руководителем (хранителем) которого стал Александр Александрович Войтов (1893—1966). С его именем связана целая эпоха в истории коллекции монет и медалей ГРМ. За время работы в Русском музее, с перерывами с 1931 по 1936 и с 1953 по 1966 год, А. А. Войтов много сделал для исследования и пополнения музейной коллекции1. При его непосредственном участии в ГРМ поступили: коллекции медалей, переданные из дублетных фондов Эрмитажа в 1931 и 1957 годах; уникальный пробный серебряный гривенник 1710 года2; собрание рублевиков царствования Петра I (1682—1725), небольшая подборка редкой нумизматической литературы второй половины XIX – первой трети XX века, приобретенные у ленинградского довоенного коллекционера Ивана Дорофеевича Ермишкина3; собрание русских медных монет 1700—1916 годов (всего более 5000 предметов, включая и несколько пробных экземпляров XIX века), переданных в дар в 1958—1961 годах Борисом Евсеевичем Быховским (1908—1974), одним из крупнейших ленинградских коллекционеров, ученым-зоологом, будущим академиком АН СССР4.
Вместе с тем, несмотря на значительные поступления нумизматического материала в фонды Русского музея в 1920-е и 1930-е годы, к середине 1950-х годов коллекция ГРМ представляла собой небольшую подборку русских монет XIV – начала XX столетия. В этой связи большое значение для формирования монетной части собрания имели различные передачи и приобретения от других музеев и частных лиц. Одним из таких поступлений стала передача из дублетных фондов Ивановского областного музея в 1956 году 81 российской общегосударственной медной монеты 1702—1853 годов5. Эти монеты являлись частью нумизматического собрания Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852—1924), ивановского фабриканта, мецената, коллекционера, члена московского нумизматического общества, входившего в его первоначальный состав6.
В числе монет, переданных в 1956 году из Ивановского областного музея, в нумизматическое собрание ГРМ поступило и несколько редких экземпляров, существенно пополнивших коллекцию монет Русского музея, например двухкопеечник 1788 года «ТМ» Таврического (Феодосийского) монетного двора7.
Примечания
1 Грехова Г.И., Курникова Е.В. К истории нумизматического собрания // Из истории музея: сб. ст. и публ. СПб., 1995. С. 233—237.
2 Краснов Р.В. Пробный гривенник 1710 года из собрания Русского музея // Нумизматические чтения 2010 года: к 190-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина. М., 2010. С. 54—56.
3 Краснов Р.В. Нумизматические издания из коллекции Ивана Дорофеевича Ермишкина // Петербургский коллекционер. 2010. № 5 (61). С. 16—18.
4 Там же. С. 18.
5 Акт приема на постоянное хранение (без акта временного хранения) № 2308 от 29 сентября 1956 года.
6 Чижов С.И. Записка о деятельности московского нумизматического общества. М., 1913. С. 6, 50.
Д. Г. Бурылин входил в состав «Кружка нумизматов», члены которого образовали Московское нумизматическое общество. Помимо Д. Г. Бурылина, в кружок входили: А. В. Орешников (1855—1933), Х. Х. Гиль (1837—1908), И. И. Горнунг (1827—1905) и другие нумизматы.
7 Следует отметить большую работу, проведенную сотрудниками Ивановского областного музея и А. А. Войтовым в процессе обработки материала. Так, при составлении описи переданных монет все они были систематизированы по степени редкости, помимо «Корпуса русских монет» великого князя Георгия Михайловича (1863—1919), еще по двум изданиям: Гиль Х.Х., Ильин А.А. Русские монеты, чеканенные с 1801 по 1904 год: практическое руководство для собирателей. СПб., 1901; Ильин А.А., Толстой И.И. Русские монеты, чеканенные с 1725 по 1801 год: практическое руководство для собирателей. СПб., 1910.
© Р. В. Краснов
Еще статьи...
- Быковская Н.В. АНТИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В ФОНДАХ КЕРЧЕНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА
- Птиченко М.В. КОЛЛЕКЦИЯ БУРЫЛИНА В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
- Щукина Е.С. ЧЕТЫРЕ ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д. Г. БУРЫЛИНА В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
- Добровольская Л.И. ПРЕДМЕТЫ АНГЛИЙСКОГО МАСОНСТВА В СОБРАНИИ ОНГЭ