А. В. Полищук
(Государственный Русский музей)
ЖЕТОНЫ И МЕДАЛИ ИЗ БЫВШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
Д. Г. БУРЫЛИНА, ПОСТУПИВШИЕ ИЗ ИВАНОВСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В СОБРАНИЕ РУССКОГО МУЗЕЯ
В
По акту № 2320 от 28 ноября
Как было установлено по документам, хранящимся в Русском музее, в
В результате проведенной работы был выделен обменный фонд, включавший в том числе и русские монеты и медали. Надо отметить, что под медалями подразумевались, кроме собственно медалей, многочисленные жетоны. Перечень русских медалей обменного фонда был направлен Ивановским музеем в Ленинград. В ответном письме дирекция Русского музея благодарит коллег из Иваново и принимает их предложение отобрать для собрания нумизматики Русского музея ряд медалей и жетонов, которые значатся под 22 порядковыми номерами присланного списка. В связи с тем что в ряде случаев под одним номером списка было указано несколько экземпляров, то общее количество отобранных для передачи медалей и жетонов составляло 49 единиц хранения.
Обратимся к архивным документам. В письме (от 21 октября
1) жетон бронзовый на 200-летие СПб.;
2) жетон в честь Анат. Дурова;
3) жетон в честь нумизмата В. Квиткова;
4) медаль в память освобождения болгар в
5) жетоны юбилейные в память Пушкина, Толстого, Гоголя, Суворова, Мицкевича и др.;
6) медаль в память II русского парламента (Гос. думы),
В ответном письме к А. А. Войтову от 30 октября
В письме на имя А. А. Войтова (без даты, но косвенно можно датировать его первой половиной
Поступившие из Ивановского музея в ГРМ жетоны и медали тематически можно сгруппировать следующим образом:
– юбилейные жетоны и медали в честь выдающихся личностей – Пушкина, Гоголя, Толстого и др.;
– жетоны и медали в память различных исторических событий, например на 900-летие крещения Руси (1888), на 200-летие Санкт-Петербурга (1903), 200-летие Полтавской битвы (1909), в память 4 апреля
– жетоны в честь разных лиц (общественных, военных, политических деятелей), оставивших след в нашей истории, например, жетоны в память 100-летия со дня смерти А. В. Суворова, на открытие памятника М. Д. Скобелеву, жетон в честь генерала А. Стесселя – коменданта крепости Порт-Артур, политического деятеля В. М. Пуришкевича и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Юбилейные жетоны и медали
В
На медалевидном серебряном жетоне работы неизвестного мастера изображен поясной портрет поэта в сюртуке (три четверти вправо). На другой стороне – лира, по сторонам которой годы: 1799—1899. Под лирой помещены строки: И долго буду тем / народу я любезен / что чувства / добрые я лирой / пробуждал (изображение 2).
На оригинальном фигурном жетоне из бронзы, имеющем форму лиры, в овале помещен портрет Александра Сергеевича с надписью по окружности: Поэт А. С. Пушкин. На оборотной стороне в овале надпись в шесть строк: 1799—1899 / Душа / в заветной / лире / мой прах / переживет (изображение 3).
На лицевой стороне фигурного бронзового жетона работы варшавского художника и медальера В. Островского помещен погрудный портрет А. С. Пушкина (профиль влево) в овальной украшенной рамке. Внизу – лира и гусиное перо, по сторонам – даты 1799—1899. На оборотной стороне помещено изображение памятника А. С. Пушкину в Москве, с надписью по окружности. На обеих сторонах – метка гравера W. O. (изображение 4).
И, наконец, жетон из белого металла работы неизвестного гравера. Жетон оставляет впечатление кустарности и примитивности: на одной стороне представлено изображение поэта с грубыми чертами лица, на другой – надпись: В память / 100-летия / со дня / рождения. Под надписью изображены две лавровые ветви, перевязанные лентой (изображение 5).
Рассмотренный ряд предметов (изображения 1—5) одного частного собрания (в данном случае – Д. Г. Бурылина) демонстрирует разнообразие работ (как в художественном плане, так и на исполнительском уровне), отобразивших 100-летний юбилей великого русского поэта в медальерном искусстве.
В
Среди группы жетонов и медалей в память исторических событий рассмотрим бронзовую медаль «В память 4 апреля 1866 года». Весной
Разновидность известной медали с написанием фамилии «Комисаров» не встречается в литературе.
Жетоны в честь общественных, военных,
политических деятелей
Рассмотрим один из таких жетонов, поступивший из Ивановского музея и посвященный памяти выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова.
В
В
На жетоне помещен погрудный портрет М. Д. Скобелева с пышными усами и бакенбардами в мундире генерал-адъютанта при орденах. По окружности надпись: Народный герой 1877—1878 гг. М. Д. Скобелев. На оборотной стороне – изображение конного памятника Скобелеву в Москве. По окружности надпись: Открыт.[ие] памятника М. Д. Скобелеву в Москве, по сторонам изображения – дата открытия: 1912 / 24 Июн[я] (изображение 9). Следует обратить внимание, что на оборотной стороне жетона из собрания Русского музея над изображением памятника хорошо видны цифры «25», сделанные фиолетовыми чернилами. Это, возможно, старый каталожный номер, которым собиратель пометил предмет своей коллекции. Это мог быть сам Дмитрий Геннадьевич Бурылин, хотя доказательств для такого смелого предположения пока нет.
В собрании фонда нумизматики Русского музея хранится любопытный экспонат – фигурный жетон из меди в честь «доблестного героя Порт-Артура» генерала А. Стесселя (изображение 10). На одной стороне жетона в фигурной рамке помещен его погрудный портрет без головного убора в военном мундире с орденами; на другой – надпись в несколько строк: Доблестный / герой / Порт-Артура / ген[ерал] лейт[енант] / г[енерал] ад[ъютант] / А. Стессель.
Генерал-адъютант Анатолий Михайлович Стессель (1848—1915) – комендант крепости Порт-Артур (с августа
Отсутствие даты на жетоне делает возможным существование нескольких версий его бытования. Согласно одной из них, жетон был выпущен еще до сдачи японцам Порт-Артура, когда имя генерала А. М. Стесселя связывалось с героической обороной города, и, возможно, жетон мог использоваться как наградной. По другой версии, выпуск жетона был осуществлен после сдачи крепости Стесселем и не восхвалял, а в унизительной форме клеймил позором человека, нарушившего присягу и не выполнившего до конца свой воинский долг. «Патриот» В. М. Пуришкевич написал на приговор А. М. Стесселю едкую эпиграмму:
Я слышал – Стессель Анатоль
Посажен за измену в крепость.
Какая, говорю, нелепость:
Он сдаст и эту, ma parole!
Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870—1920) был яркой фигурой на политическом небосклоне начала ХХ в. Из бывшей коллекции Д. Г. Бурылина происходит жетон, посвященный этому неоднозначному политическому деятелю, монархисту и черносотенцу, члену Государственной думы, одному из организаторов «Союза русского народа». Жетон выполнен из высеребренной меди, на лицевой его стороне расположен погрудный портрет Пуришкевича (прямо). В углах жетона сверху – буквы (инициалы) «В» и «М», под портретом на ленте – «Пуришкевич». На оборотной стороне надпись: Лидер / союза / русского / народа (изображение 11).
Поступившая в Русский музей небольшая часть бывшего собрания ивановского мецената и коллекционера Дмитрия Геннадьевича Бурылина, состоящая из жетонов и медалей, дает широкое представление о политической, общественной и культурной жизни рубежа XIX—XX вв., воплотившейся в многочисленных произведениях медальерного искусства.
© А. В. Полищук
Р. В. Краснов
(Государственный Русский музей, сектор нумизматики)
ПОСТУПЛЕНИЕ ДУБЛЕТНОЙ ЧАСТИ КОЛЛЕКЦИИ МОНЕТ
ИЗ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ
С поступлением в 1919—1923 годах дублетной части богатейшего собрания графа И. И. Толстого (1858—1916), переданной И. И. Толстым-младшим (1880—1954), началось возрождение нумизматической коллекции Государственного Русского музея (далее – ГРМ).
Новый этап в формировании этого собрания наступил в середине 1950-х годов, когда в 1955 году в структуре ГРМ был образован сектор (секция) нумизматики, руководителем (хранителем) которого стал Александр Александрович Войтов (1893—1966). С его именем связана целая эпоха в истории коллекции монет и медалей ГРМ. За время работы в Русском музее, с перерывами с 1931 по 1936 и с 1953 по 1966 год, А. А. Войтов много сделал для исследования и пополнения музейной коллекции1. При его непосредственном участии в ГРМ поступили: коллекции медалей, переданные из дублетных фондов Эрмитажа в 1931 и 1957 годах; уникальный пробный серебряный гривенник 1710 года2; собрание рублевиков царствования Петра I (1682—1725), небольшая подборка редкой нумизматической литературы второй половины XIX – первой трети XX века, приобретенные у ленинградского довоенного коллекционера Ивана Дорофеевича Ермишкина3; собрание русских медных монет 1700—1916 годов (всего более 5000 предметов, включая и несколько пробных экземпляров XIX века), переданных в дар в 1958—1961 годах Борисом Евсеевичем Быховским (1908—1974), одним из крупнейших ленинградских коллекционеров, ученым-зоологом, будущим академиком АН СССР4.
Вместе с тем, несмотря на значительные поступления нумизматического материала в фонды Русского музея в 1920-е и 1930-е годы, к середине 1950-х годов коллекция ГРМ представляла собой небольшую подборку русских монет XIV – начала XX столетия. В этой связи большое значение для формирования монетной части собрания имели различные передачи и приобретения от других музеев и частных лиц. Одним из таких поступлений стала передача из дублетных фондов Ивановского областного музея в 1956 году 81 российской общегосударственной медной монеты 1702—1853 годов5. Эти монеты являлись частью нумизматического собрания Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852—1924), ивановского фабриканта, мецената, коллекционера, члена московского нумизматического общества, входившего в его первоначальный состав6.
В числе монет, переданных в 1956 году из Ивановского областного музея, в нумизматическое собрание ГРМ поступило и несколько редких экземпляров, существенно пополнивших коллекцию монет Русского музея, например двухкопеечник 1788 года «ТМ» Таврического (Феодосийского) монетного двора7.
Примечания
1 Грехова Г.И., Курникова Е.В. К истории нумизматического собрания // Из истории музея: сб. ст. и публ. СПб., 1995. С. 233—237.
2 Краснов Р.В. Пробный гривенник 1710 года из собрания Русского музея // Нумизматические чтения 2010 года: к 190-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина. М., 2010. С. 54—56.
3 Краснов Р.В. Нумизматические издания из коллекции Ивана Дорофеевича Ермишкина // Петербургский коллекционер. 2010. № 5 (61). С. 16—18.
4 Там же. С. 18.
5 Акт приема на постоянное хранение (без акта временного хранения) № 2308 от 29 сентября 1956 года.
6 Чижов С.И. Записка о деятельности московского нумизматического общества. М., 1913. С. 6, 50.
Д. Г. Бурылин входил в состав «Кружка нумизматов», члены которого образовали Московское нумизматическое общество. Помимо Д. Г. Бурылина, в кружок входили: А. В. Орешников (1855—1933), Х. Х. Гиль (1837—1908), И. И. Горнунг (1827—1905) и другие нумизматы.
7 Следует отметить большую работу, проведенную сотрудниками Ивановского областного музея и А. А. Войтовым в процессе обработки материала. Так, при составлении описи переданных монет все они были систематизированы по степени редкости, помимо «Корпуса русских монет» великого князя Георгия Михайловича (1863—1919), еще по двум изданиям: Гиль Х.Х., Ильин А.А. Русские монеты, чеканенные с 1801 по 1904 год: практическое руководство для собирателей. СПб., 1901; Ильин А.А., Толстой И.И. Русские монеты, чеканенные с 1725 по 1801 год: практическое руководство для собирателей. СПб., 1910.
© Р. В. Краснов
М. В. Птиченко
(Государственный музей истории религии)
КОЛЛЕКЦИЯ ДМИТРИЯ ГЕННАДЬЕВИЧА БУРЫЛИНА
В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ
ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
Масонские предметы из собрания Д. Г. Бурылина поступили в Музей истории религии в 1934 году из Государственного Эрмитажа1. Всего по акту передано 100 единиц хранения, из которых один предмет (масонский молоток) в 1958 году был передан в Курский краеведческий музей. Из оставшихся 99 предметов двадцать восемь являются фрагментами масонских и орденских лент. Таким образом, полноценных экспонатов остается очень небольшое количество. Однако загадка этого собрания заключается в том, что при небольшом количественном наполнении оно очень емкое по содержанию, и в настоящее время, когда масонская коллекция музея насчитывает внушительное число экспонатов, предметы из собрания Д. Г. Бурылина тем не менее составляют ее «ядро» – на всех выставках они держат на себе экспозицию.
Долгие годы имя собирателя «редкостей и древностей» Дмитрия Геннадьевича Бурылина не ассоциировалось с масонскими предметами, имеющимися в нашем фонде. Хотя следует отметить, что многие знаки хранились в фондах в коллекционных конвертиках с надписью: «Минц-кабинет Д. Г. Бурылина». В справочнике архивных собраний сказано, что Бурылин Дмитрий Геннадьевич – краевед, основатель Ивановского краеведческого музея, собиратель материалов по истории России; что он также владел фабрикой в Иваново-Вознесенске, был старостой Благовещенской единоверческой церкви и состоял членом ученых архивных комиссий, Русского палестинского общества и Общества ревнителей истории и возрождения художеств Руси2. Такой широкий круг интересов проявлялся и в вопросах коллекционирования: коллекция его считалась одной из самых полных и интересных. Страстно увлеченный собирательством, он приобретал как ценные исторические материалы, так и «диковинки», среди которых были чучела животных с двумя головами, а также пузырек с черной жидкостью, сопровожденный таинственной надписью: «тьма египетская»3.
В начале 1990-х годов появились публикации о жизни Бурылина, и облик человека, обозначенного на розовых и голубых конвертах в фондах Музея истории религии, стал обретать реальные черты. Все исследователи едины в том, что Бурылин вынужден был заниматься семейным делом – производством ситца, не испытывая к нему особенного интереса. Смыслом своей жизни, главным и единственным ее делом являлось для него собирательство. Предметы привозились из многочисленных путешествий. По воспоминаниям дочери, он полностью был поглощен работой в музее и говорил: «Музей и работа в нем – это моя душа, а фабрика – лишь необходимость, для существования семьи»4.
В 1903 году коллекция Бурылина была представлена на выставке в Иваново-Вознесенске, на Покровской улице, в собственном его доме. Журнал «Нива» сообщал своим читателям о том, что в Иваново-Вознесенске открылась чрезвычайно интересная выставка, явившаяся «редким и поучительным зрелищем». В том же году был выпущен каталог выставки «редкостей и древностей» из собрания Бурылина. В нем, помимо коллекции ивановских ситцев, вееров, самоваров и пр., указан раздел масонских предметов. В их числе – рама с масонскими орденами и знаками, рама с лентами, фартуками, дипломами и рисунками. К сожалению, масонские предметы лишь перечислены, не конкретизированы, и только рукописи и книги даны с полными наименованиями. Между тем, масонская коллекция была одной из лучших в России. В ней находились редкие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, предметы для посвящения. «В
Позднее, в 1912 году, материалы коллекции Бурылина были использованы Историческим музеем на выставке, посвященной 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. Торжества отмечались с большим размахом, и выставку посетил сам император Николай II с семьей. Т. О. Соколовская, известная исследовательница начала XX века, составившая каталог масонских предметов выставки, отмечала, что коллекция «каменщических» символических предметов – одна из наиболее богатых и разнообразных: «всего выставлено три витрины, и на них, в братском единении, размещены символы русских и иноземных братьев-каменщиков. Бросаются в глаза расшитые запоны, т. е. передники, чересплечные ленты и большое количество отличительных знаков лож и степеней разнообразных систем»6. В 1911 году Соколовская, будучи членом Императорского археологического института, обращалась к Бурылину с просьбой разрешить работать с коллекцией: «…позволю себе обратиться к Вам с покорною просьбою разрешить изучить принадлежащее Вам собрание масонских предметов, книг и рукописей. Приготовленный мною к печатанию обширный очерк по истории масонства не будет полным, если в числе разнообразных собраний не будет Вашего, известного мне лишь по отзывам других лиц и по печатному каталогу…»7.
В 1914 году открылся Музей промышленности и искусства. К этому времени коллекция уже была широко известна специалистам-историкам и любителям старины. Позднее, в 1920-е годы «Бюллетень народного комиссариата по просвещению» отмечал, что среди провинциальных музеев одним из самых замечательных является музей в Иваново-Вознесенске. В эти же годы была предпринята так называемая реорганизация музея, что на деле привело к дроблению собрания; коллекции были описаны и переданы в другие музеи России. Фонды были описаны, и специалисты, выполнявшие эту работу, выделили в собрании несколько разделов:
1. Библиотека с описанием редких изданий.
2. Собрание масонских вещей.
3. Собрание восточных вещей.
4. Нумизматика (более 60 000 ед.).
5. Собрание историко-бытовых вещей (русских и иностранных).
6. Собрание древностей, в том числе египетские саркофаги.
7. Собрание оружия.
8. Собрание материалов по истории революционного движения.
Отдельно отмечались толстовская комната и уникальная по составу коллекция ситцевых набоек (XVIII—XIX вв.)8. Бюллетень отмечал, что коллекции, только собранные, но не описанные Бурылиным, «в настоящее время изучаются и описываются специалистами из Москвы»9.
В том, что касается масонской коллекции, это утверждение неверно. Масонские предметы не только постоянно выставлялись – они исследовались и публиковались: основной иллюстративный материал для двухтомного сборника, посвященного истории масонства, составляет собрание Бурылина. Т. О. Соколовская, как уже отмечалось выше, описала часть масонского собрания в каталоге выставки в память Отечественной войны 1812 года. Каталог открывается портретом Д. Г. Бурылина (на фронтисписе). Описание коллекции, основанное на материалах выставки в Историческом музее, состоит из нескольких разделов. Первый из них посвящен отличительным знакам лож. В него включены 12 знаков российских масонских лож начала XIX века.
Статьи каталога имеют определенную структуру, они содержат сведения о дате основания ложи, описание знака, размер, толкование символики, заключенной в изображении. Этой же схемы придерживается автор и в других разделах каталога. Т. О. Соколовская отмечает знаки лож Соединенных Друзей, Пеликана, Петра к Истине и др. Следующий раздел касается отличительных знаков степеней и должностей в масонской ложе. Всего 25 знаков, среди которых символические лопаточки, молотки, наугольники, звезды и пр. Третий раздел посвящен особой детали масонского ритуального облачения – запону (или переднику). Этот раздел сравнительно небольшой, в нем представлено лишь восемь запонов. Следует отметить, что они разнообразны: от запонов иоанновских степеней до запонов самых высоких степеней посвящения. Перевязи (чересплечные ленты) и различные предметы с масонской символикой завершают это небольшое описание. Каталог оказался первым и единственным, посвященным масонской коллекции Бурылина.
К моменту реорганизации музея масонская коллекция насчитывала 930 предметов, 44 книги и 25 дипломов. Все реликвии были оценены комиссией в 2 млн долларов.
В настоящее время предметы из собрания Бурылина, хранящиеся в Музее истории религии, состоят из нескольких групп: изображения (графика конца XVIII – начала XIX в.), знаки, запоны и ленты, шпага, а также кувшин. Знаки (22 ед. хранения) различны: здесь и атрибуты российских лож начала XIX века; знаки должностей в ложе (в основном это знаки Великой ложи Англии, изготовленные во второй половине XIX века на фабрике George Kenning & Son в Лондоне); знаки разных степеней посвящения. Форма знака имела символический смысл, который «читался» масонами: по знакам можно было определить, в какой именно ложе состоит каменщик, какую должность занимает и в какую степень посвящен. Геометрические фигуры, используемые для этих целей, были различны: круг, крест, треугольник, звезда и др. К примеру, знак ложи Иордана (инв. № А-1773/21-IV) представляет собой прорезной треугольник, к вершине которого прикреплен крест темного металла с косой поперечной перекладиной. Основание треугольника образуют изображения стилизованных волн (реки Иордан, надо полагать). По нижней стороне треугольника гравированная надпись: □ Du Jourdan10 (см. илл. 1 на цветных вклейках).
В актах передачи числился «знак в виде 4-конечного креста…», который в ходе работы с коллекцией был атрибутирован как знак ложи Доброго Пастыря (инв. № А-1773/105-IV)11. Знак имеет форму креста, увенчанного короной; к нижнему концу креста подвешена лопатка-мастерок. В средокрестии внутри венка из дубовых ветвей перекрещены факел и свирель (илл. 2). В собрании Музея истории религии ленты на знаках отсутствуют, однако известно, что знак ложи Доброго Пастыря носили на голубой ленте. Д. Лотарева приводит в своем каталоге знаков лож Российской империи аналогичный нашему экземпляр из собрания Исторического музея, который прикреплен к ленте голубого цвета с тонким белым краем12.
В числе знаков иоанновских и высоких степеней посвящения – лопаточки Мастера (инв. № А-1773/70-IV; илл. 3), ключ Всезнания (инв. № А-1773/113-IV; илл. 4), знак Короля секиры (инв. № А-1773/28-IV; илл. 5), а также розенкрейцерские знаки в виде циркуля с пеликаном (инв. № А-1773/191-IV) и креста с розой (инв. № А-1773/190-IV; илл. 6), выполненные из серебра. Известно, что серебру и золоту (что ассоциировалось с луной и солнцем) масоны придавали символическое значение: эти металлы были связаны с идеями высшей степени духовного развития, обозначая, что каждый каменщик должен искать свет истины.
Отдельную часть собрания составляют запоны. Запон – одна из важнейших деталей масонской одежды, ритуального одеяния. Он служит напоминанием о происхождении ордена вольных каменщиков: подобно тому, как каменщики (оперативные) средневековья перед началом работ надевали свои фартуки, так и каменщики позднего времени, не имея отношения к возведению храмовых строений, надевают символический передник в знак того, что работы по тесанию камня продолжаются, но уже на другом уровне. Размер и отделка запона регламентировались правилами (кожа ягненка, размер в пределах 35х35 см). Запоны конца XVIII – начала XIX века, как правило, богато орнаментированы: нередки не только изображения отдельных символов, но и целых композиций, составленных из этих символов. В коллекции Бурылина в этом плане отличается запон степени Мастера (инв. № А-1773/187-IV), выполненный из белой кожи, которая представляет собой гравюру, раскрашенную акварельными красками (илл. 7). Масонские символы соединены в сложную композицию, образующую фантастический пейзаж, центр которого держит изображение храма Соломона, с колоннами слева и справа (также украшенными эмблемами). Данный экземпляр интересен еще и тем, что представляет собой точную копию запона, поднесенного Вольтеру (1694—1778) в день его посвящения в ложу Девяти Сестер. Известно, что масоны считали Вольтера настоящим каменщиком по образу жизни, но тот долгие годы сопротивлялся, и лишь незадолго до смерти состоялось это историческое посвящение в братство. В этот памятный день Вольтер, среди прочих масонских атрибутов, получил и великолепный запон, с рисунком, полностью идентичным изображению на нашем экземпляре запона.
Более лаконичными являются запоны шотландских степеней посвящения – Шотландских мастеров (инв. № А-1773/101, 41-IV; илл. 8), с двумя-тремя символами степени для украшения. Их выполняли в различных материалах и технике. Это могло быть шитье с использованием золоченой и серебряной нити, канители, блесток, вставок из стекла.
Долгие годы один из масонских предметов коллекции Бурылина и по актам передачи, и по инвентарным книгам Музея истории религии числился как запон. По размерам он отличается от остальных запонов: выполнен из белой лайки, украшен вышивкой, имеет клапан, аналогичный клапану запона. Подобное расхождение по размеру, который, как уже указывалось выше, был строго регламентирован, вызывало вопросы, но авторитет учетной документации оказывался сильнее. Однако при подготовке альбома масонской коллекции13 под клапаном был обнаружен кармашек, из чего стало понятно, что это масонская сумка (инв. № А-1773/100-IV; илл. 9).
Уникален кувшин (глазурованного фаянса) из коллекции Д. Г. Бурылина (инв. № А-1773/259-IV), употреблявшийся во время ритуальных трапез, так называемых столовых лож. На кувшине изображены разнообразные масонские символы: солнце, луна, циркуль, угольник, ключи и др. На одной из сторон кувшина изображен герб Российской империи и выполнена надпись, которая является подглазурной, сделанной на стадии изготовления, видимо, по желанию заказчика. Надпись на английском языке гласит: «In honor of great Emperor Alexander the first long may he live to govern the Russian Empire» (В честь великого императора Александра I, да будет он жить долго, чтобы править Российской империей). Известно, что царствование Александра I стало временем особого расцвета деятельности масонских лож. Имя императора было чрезвычайно популярно среди масонов, его называли «благословеннейшим из монархов», а время его царствования – «золотым веком» русского масонства. Александру посвящались ложи, в его честь произносились хвалебные речи. Какой ложе принадлежал кувшин, был ли он поднесен Александру или использовался в ритуальных трапезах в ложах, носивших имя императора, неизвестно, как неизвестно и то, состоял ли император в числе братьев масонского ордена.
В собрании графики представлены гравюры со сценами посвящения в ложу. По актам они имеют названия, но долгие годы было неизвестно происхождение и автор. Четыре из них удалось атрибутировать – они связаны с историей масонства во Франции и являются гравюрами из «Иллюстрированной истории масонства» Ф.-Т. Б. Клавеля (инв. № А-1773/197, 198, 199, 201-IV). Две гравюры конца XVIII века с изображением посвящения польские по происхождению. На одной – посвящение в масоны (инв. № А-1773/203-IV), на другой – посвящение в женскую ложу мопсов – очень интересный и редкий сюжет (инв. № А-1773/202-IV). История появления ордена связана с тем, что после издания в 1798 году папой Климентом XII буллы, осуждавшей вступление в масонское братство, католики, не желая ослушаться папу и в то же время отказываться от масонских собраний, организовали свой орден, близкий по духу масонскому, – орден Мопсов. С 1776 года в ложу стали принимать и женщин, посвящая их наравне с мужчинами. Символом нового ордена стал мопс, изображение которого расположено в центре гравюры, являющейся также планом ложи и схематическим обрядником ритуала посвящения.
С этим же ритуалом связан и ковер (покров), который использовался при обряде посвящения в степень мастера (инв. № А-1773/204-IV; илл. 10). При приеме в эту степень ложа вся затягивалась черными тканями; на стенах – черепа и кости; все каменщики одеты в черное. Все это символизировало глубокое горе – горе о смерти архитектора Хирама, легенда о котором лежит в основе масонской обрядности14. Ритуал посвящения «воспроизводил» убийство Хирама, и кандидат в степень мастера исполнял его роль – символически умирал: тело его клали в гроб (или на ковер с изображением гроба) и накрывали сверху покровом. Посвященный полностью отрекался от своей личности, всецело отдаваясь служению Ордену15.
Отдельно следует отметить масонские дипломы, наиболее интересным из которых является диплом степени мастера (Кол. II. Оп. 1. Д. 88; илл. 11), польского происхождения, немецкой ложи Храм Постоянства (Halle der Beständigkeit), в оформлении которого использованы масонские символы16.
Таким образом, небольшая по объему коллекция Д. Г. Бурылина предоставляет исследователю истории масонства богатый материал, позволяющий вести изучение темы по разным направлениям, а музейным сотрудникам – строить экспозиции и выставки по истории и символике масонства.
Примечания
1 Акт № 192 от 20.05.1934 г.
2 Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. Указатель. Т. 1—3. Т.
3 Чешкова Л. Поставщик ситца // Вокруг света. 1990. № 3.
4 Цит. по: Чешкова Л. Указ. соч. С. 22.
5 Додонова А.А. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. Иваново, 1997. С. 64—65.
6 Соколовская Т.О. Каталог масонской коллекции Д. Г. Бурылина. СПб., 1912. С. 10.
7 Додонова А.А. Указ. соч. С. 73.
8 Губернский музей в Иваново-Вознесенске // Художественная жизнь. 1920. № 2. С. 17.
9 Там же.
10 Ложа Иордана была учреждена 16 мая 1812 года в Феодосии. Заседания проводились на русском и французском языках. Ложа осуществляла деятельность вплоть до указа о запрете деятельности вольных каменщиков в России в 1822 году. – См.: Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Пг., 1916. С. 526.
11 Пыпин А.Н. Указ. соч. С. 513.
12 Лотарева Д. Знаки масонских лож Российской империи. М., 1994. С. 74.
13 Масонская коллекция Государственного музея истории религии. СПб., 2006.
14 Масоны. История, идеология, тайный культ. М., 2005. С. 358.
15 Там же. С. 361.
16 Подробнее см.: Птиченко М.В. В поисках утраченного рая: образ сада в оформлении масонских дипломов // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII Царскосельской науч. конф. СПб., 2006. С. 329—337.
© М. В. Птиченко
Н. В. Быковская
(Керченский историко-археологический заповедник)
АНТИЧНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Д. Г. БУРЫЛИНА В ФОНДАХ КЕРЧЕНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА
В годы Второй мировой войны коллекциям Керченского музея древностей, основанного в 1826 году, был нанесен невосполнимый урон. Потери военного времени были столь масштабны, что в полной мере и по сей день оценить их не представляется возможным. При приближении немецких войск наиболее ценные экспонаты в девятнадцати ящиках были вывезены в 1942 году в Армавир, где следы их затерялись. В официальных документах в послевоенное время перемещенные накануне оккупации ценности были признаны погибшими.
В период оккупации осенью 1942 года по распоряжению айнзацштаба1 из экспозиции музея был выделен наиболее ценный материал и направлен в г. Симферополь для дальнейшей переброски на территорию Германии. Кроме того, в условиях, когда на территории города велись ожесточенные бои, сопровождавшиеся артобстрелами и воздушными бомбардировками, обеспечить сохранность экспонатов, оставленных в музее, было практически невозможно.
На момент освобождения Керчи в 1944 году немногие уцелевшие в Керченском музее коллекции находились в состоянии хаоса. В отчете за 1944 год директор музея Е. С. Пичахчи сообщила о том, что фонды музея «свалены в общую кучу», часть экспонатов и вовсе «извлечена из груды хлама», а от научного архива музея уцелели «жалкие обрывки»2. По воспоминаниям жителей Керчи, очевидцев освобождения города, во дворе музея высилась груда книг, журналов, бумаг.
Во второй половине сороковых годов фондовые коллекции музея стали пополняться новыми вещами. Кроме предметов из собственных раскопок, в музей поступили вещи, присланные из Иванова по распоряжению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР, в ведении которого на тот период находились музеи.
Коллекция, отправленная из Ивановского областного музея в 1945 году, прибыла в Керчь осенью 1946 года вместе с двумя инвентарными книгами «археологического отдела», опечатанными красной сургучной печатью подотдела по делам музеев и охраны памятников губернского отдела народного образования Иваново-Вознесенского Совета. Суммарно в обе книги были внесены записи на 2174 единицы хранения (под несколькими номерами в книги записаны планшеты с кремневыми орудиями труда – наконечниками копий, стрел, ножами, скребками). В первоначальном акте, составленном сотрудниками Керченского музея после распаковки вещей, сказано, что в общей сложности на хранение поступили 1423 предмета – большая часть коллекции античных предметов, собранных Д. Г. Бурылиным3.
Чуть позже, после уточнения шифров и описаний предметов, в Дополнении к акту приема количество прибывших из Иванова вещей было скорректировано до 1353 единиц хранения. К сожалению, перевозка хрупких изделий из стекла в условиях легко объяснимой нехватки упаковочных материалов привела к тому, что часть сосудов из стекла оказалась разбитой, о чем в инвентарной книге были сделаны соответствующие записи. Все предметы коллекции были зашифрованы еще довоенными шифрами – «И-Вм. архо.» – и номером, соответствующим записи в инвентарной книге.
Предметы, описанные в инвентарной книге и принятые на хранение в Керченский музей, помечались особой отметкой красными чернилами. Эти пометки позволяют понять, какая именно часть коллекции осталась в Ивановском музее. Во-первых, в их число вошли вещи, которые не имели отношения к Северному Причерноморью, а именно раритеты египетского происхождения: саркофаг с мумией, статуэтки и другие вещи из погребальных комплексов. Кроме того, по всей вероятности, в Ивановском музее остались некоторые античные вещи экспозиционного значения: керамика, изделия из стекла, терракоты. В графе «Примечание» инвентарных книг напротив некоторых предметов стоит пометка: «Взято в антирелиг[иозное] отд[еление]».
В архиве Керченского заповедника сохранился документ, из которого следует, что спустя несколько лет, в августе 1949 года директор Ивановского музея Е. Панова обратилась в Керченский историко-археологический музей с просьбой «скопировать» из инвентарных книг описания предметов археологической коллекции, оставшихся в Ивановском областном краеведческом музее4. Копии записей в инвентарной книге было поручено забрать заведующей библиотекой музея – Н. И. Готовкиной, которой, по-видимому, и был доставлен в Керчь упомянутый выше документ.
К сожалению, в ходе инвентаризаций второй половины XX века коллекция, поступившая в Керчь из Ивановского музея, потеряла свою целостность и была распределена по сформированным с учетом материала и типа предметов коллекциям. Отказ от организации хранения по коллекционным описям в послевоенные годы объяснялся утратой большей части довоенной учетной документации и был вынужденной мерой. Вещи из Ивановского музея, так же как и сохранившиеся предметы из собственных довоенных коллекций, поступили во вновь сформированные коллекции терракот, керамики, светильников и другие.
Объем публикации не позволяет в полной мере описать группы принятых на хранение предметов, поэтому мы ограничимся их краткой характеристикой.
Наиболее значительную часть коллекции составляют керамические сосуды, самые ранние из которых – чернолаковые солонки, килики, канфары и скифосы – относятся к V в. до н. э. Традиционно особый интерес для исследователей представляют чернолаковые краснофигурные сосуды. Среди них – пелики, датирующиеся IV в. до н. э. и происходящие, в основном, из погребальных комплексов. Их росписи напрямую связаны с религиозными представлениями народов, населявших некогда Боспорское царство, о загробном мире. На пеликах из бурылинской коллекции можно увидеть изображения женской головы, «вырастающей» из земли, юношей у алтаря, Диониса (Аполлона) на грифоне, битвы с амазонками (изображения № 1—4). Коллекцию археологической керамики Керченского музея пополнили также миниатюрные чернолаковые лекифы, украшенные пальметтами или сетчатым орнаментом, арибаллы IV в. до н. э., каннелированная пелика III в. до н. э.
Среди керамических сосудов обращает на себя внимание группа разнообразной по форме краснолаковой керамики: кувшины одноручные и двуручные, патеры, бальзамарии, тарелки со штампом в виде стопы, ойнохойи, чаши, миски II в. до н. э. – III в. н. э. (изображения № 5—6). Некоторые из более поздних экземпляров краснолаковых тарелок украшены христианской символикой: изображением креста, ослика, зайца и др. (изображения № 7—8).
Отдельные формы античных сосудов представлены, кроме того, в миниатюрных вариантах. По мнению составителя инвентарной книги, такие сосуды использовались в качестве игрушек. Считается также, что миниатюрные сосуды могли служить вотивными приношениями в различные храмы и святилища. К собственно игрушкам в ивановской коллекции можно отнести фрагменты терракотовых погремушек, а также небольшие статуэтки животных. С воспитанием детей в эпоху античности связаны также сосуды для кормления грудных младенцев – гутусы в форме женского бюста и бюста Эрота.
Античную коропластику представляет группа разных по жанрам терракот. В ивановской коллекции встречается достаточно много изображений богини, сидящей на троне, культ которой зародился в глубочайшей древности. Традиционно считается, что это изображения Кибелы, одной из самых почитаемых на Боспоре богинь плодородия. Среди терракот этого типа выделяется статуэтка, которая, вероятно, происходит с Родоса и датируется V в. до н. э. (изображение № 17). Статуэтки в виде богинь, сидящих на троне, служили вотивными дарами в святилища, помещались на домашние алтари; изображения богинь несли во время религиозных шествий.
Значительную часть терракот составляют жанровые терракоты, изображающие женщин, стоящих в изящных позах, в задрапированных живописными складками одеждах, юношей, опирающихся на стенку (?), мальчиков-Эротов (изображения № 11—14, 16).
Среди терракот ивановской коллекции встречаются также маскароны – миниатюрные копии театральных масок, которые могли служить украшениями саркофагов, вотивными дарами в святилища (изображение № 9).
Как и у настоящих театральных масок, у этих терракот имеются отверстия для рта и глаз. Маски с особой выразительностью передают образ персонажа, его настроение. Есть в коллекции и фрагменты подвесных марионеток, использовавшихся во время театральных представлений. Все они имеют характерные отверстия в верхней части головы, служившие для подвешивания кукол (изображение № 9).
Кроме жанровых и вотивных терракот, в коллекции имеется несколько экземпляров терракотовых барельефов, использовавшихся в качестве декоративных украшений общественных или частных архитектурных сооружений, в том числе с изображением головы горгоны Медузы, традиционно служивших оберегами жилищ.
В поле зрения собирателя коллекции попали и такие античные редкости, как прилепы первых веков нашей эры, выполненные из гипса, украшавшие античные саркофаги и игравшие роль оберегов. Гипсовые прилепы ивановской коллекции имеют форму трагических масок, пальметт, львиных и бычьих голов, женских и мужских изображений, голов горгоны Медузы, лежащего Эрота. Имеются в коллекции и налепы геометрических форм, размещавшиеся на ножках саркофагов.
Первыми веками нашей эры датируется и большая часть светильников из ивановской коллекции. Значительную группу составляют сероглиняные светильники боспорского производства, имеющие достаточно специфическую форму. На некоторых светильниках оттиснут рельефный декор в виде листьев или побегов пальметты, а также геометрический орнамент (изображения № 18—20).
Не менее интересны светильники так называемого римского типа, отличающиеся более округлым туловом, меньшими размерами и изображениями на щитках, закрывающих отверстие для заливания масла (изображения № 21—22).
В коллекцию стекла на хранение поступили стеклянные бальзамарии, одноручные кувшины, колбы и более редкие по форме кубок, пиксида и стакан, датировка которых также укладывается в первые века нашей эры.
В целом, оценивая факт передачи античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным и переданной Ивановским областным краеведческим музеем в фонды Керченского историко-археологического заповедника, следует признать, что полученный материал существенным образом пополнил фонды керченского музея, разоренные в годы Второй мировой войны.
Предметы из ивановской коллекции использовались для создания экспозиций по истории Боспорского царства. Отдельные предметы коллекции описаны и опубликованы в научных статьях, каталогах и монографиях5.
Очередная задача в деле изучения античной коллекции, собранной Д. Г. Бурылиным, заключается, с нашей точки зрения, в том, чтобы выявить ее в современных коллекциях Керченского историко-культурного заповедника и опубликовать в полном объеме, что будет способствовать не только расширению наших знаний о материальной культуре населения Северного Причерноморья в античную эпоху, но и лучшему пониманию личности и разносторонних интересов собирателя коллекции – иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д. Г. Бурылина.
Примечания
1 Оперативный штаб рейхсляйтера А. Розенберга был создан в нацистской Германии с целью реализации культурной политики на оккупированных германскими войсками территориях. Занимался организацией вывоза в Германию культурных ценностей.
2 Архив КИКЗ. Оп. 9. Ед. хр. 137. Лл. 2—2 об.
3Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр. 67. Лл. 4—5.
4Архив КИКЗ. Оп. 2. Ед. хр.
© Н. В. Быковская
Е. С. Щукина
(Государственный Эрмитаж)
ЧЕТЫРЕ ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Д. Г. БУРЫЛИНА
В СОБРАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
В собрании иностранных медалей Государственного Эрмитажа хранятся 4 памятные медали из коллекции Д. Г. Бурылина, поступившие в собрание Государственного Эрмитажа в 1937 году.
1. Новогодняя медаль с пожеланием мира в Саксонии, 1642 (Германия). Пауль Вальтер (саксонский медальер, работал в Лейпциге во второй четверти XVII в.). Серебро, чеканка, д.
Л. с. В венке, образованном свившейся в кольцо змеей, украшенной гирляндой из цветов и плодов, спускающаяся с небес рука, держащая кадуцей и два рога изобилия. Внизу между двух рук, воздетых к небу, корона, по сторонам которой литеры P и W (Пауль Вальтер).
О. с. Между линейным и цветочным ободками круговая надпись * STRENA. A. C. 1642 PACEM APPETENTIBUS DICATA (предзнаменование 1642 года, провозглашенное жаждущим мира). В центре надпись в 8 строк: DEN | FRIED, DEN| LANG DIE CHRI=|STEN SCHAHR| GEWUNSCHT, GIB| HERR ZUM| NEWEN |IAHR (Дай нам, Господь, в новом году мир, которого жаждет весь христианский мир)1.
Медаль исполнена в конце Тридцатилетней войны, когда все слои Германии жаждали мира, прекращения смертоубийств и разорения страны. В это время возникают так называемые Friedewunschmedaillen (медали с пожеланием мира).
2. Свадебная медаль XVII в. Германия, Гамбург.
Серебро, литье, гравировка, позолота, д.
Л. с. В центре в веревочном ободке изображение пары новобрачных, руки которых соединяет стоящий за ними Христос. Вокруг гравированный вглубь венок из листьев и цветов.
О. с. В центре в веревочном ободке изображение евангельской сцены – превращение воды в вино во время брака в Кане Галилейской. Вокруг гравированный вглубь венок из листьев и цветов. Медаль заключена в выпуклый витой ободок с тремя ушками наверху.
Обе стороны значительно потерты, на л. с. лицо Христа стерто, виден лишь нимб. Вместо текстов вокруг изображений гравированные венки.
Свадебные медали в Германии получают широкое распространение с начала XVII в. На них воспроизведены сцены из Библии и Евангелия и тексты Священного Писания2.
3. Свадебная армянская медаль. Голландия, вторая половина XVIII в.
Серебро, чеканка, 45х50 мм (овальная), вес 23,77 гр. ИМ 30874.
Л. с. Стоящие новобрачные, соединяющие руки над пылающим алтарем. Над ними в небе два крылатых ангела, держащих венок, внизу у их ног два рога изобилия. Справа и слева у края надпись на грабаре (древнеармянском языке): <священный союз>, внизу: <да будут двое в одном>.
О. с. Под сияющим Всевидящим оком выходящие из облаков две руки, соединенные в пожатии над пылающим алтарем, по сторонам которого слева алтарь с двумя пылающими сердцами, справа – с двумя целующимися голубками. Слева и справа у края и в обрезе надписи: <Божье предвидение>, <лучше двое, чем один>. В силу сильной потертости медали часть надписей не читается3.
Медаль является памятником культуры армянской диаспоры в Голландии.
Сохранилось крайне ограниченное число подобных медалей. Возможным автором штемпелей приводимой медали является Иоганн Георг Хольцхей (работал в Амстердаме во второй половине XVIII в.). На сохранившейся этикетке Минц-кабинета Д. Г. Бурылина стоит обозначение М. (?) 461.
Перевод надписей А. К. Ермолаевой (Эрмитаж)
4. Монета в 5 франков в память стрелковых состязаний в Лозанне
Серебро, д.
Л. с. Под надписью POUR. ETRE. FORTS. SOYONS. UNIS. (Чтобы быть сильными, станем едиными) – соединенные рукопожатием две стоящие женские фигуры. Одна из них держит в поднятой левой руке чашу, вторая – знамя. Между ними на втором плане ликторская связка и два гербовых щита, один с гербом Швейцарии – крестом, другой с надписью: LIBERTE ET PATRIE (СВОБОДА И ОТЕЧЕСТВО). По сторонам фигур изображения виноградника, озера и гор, у их ног даты: 1836—1876. Под обрезом слева – DURUSSEL, в центре –
О. с. Под надписью TIR FEDERAL DE
Ежегодные стрелковые состязания в Швейцарии проводятся с
Примечания
1. Domanig Karl. Die Deutsche Medaille in kunst- und historischer Hinsicht. Wien, 1907. S. 746 (?).
2. Gaedechens O. Hamburgische Munzen und Medaillen, II. Hamburg, 1854. S. 146 (?).
3. Саркисян Г. Армянские свадебные медали // Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР. Ереван, 1974. С. 53, 54, 56. (На армянском языке.)
4. Forrer L. Biographical Dictionary of Medallists. Vol. I. London, 1904. P. 680.
© Е. С. Щукина
© Государственный Эрмитаж